Частное общеобразовательное учреждение
         «Школа Экспресс» Санкт-Петербурга

СОГЛАСОВАНО

Директор ИМЦ

____________ Линатова И.А.

подпись

«__» __________20__ г.

М.П.

ДОПУЩЕНО

Председатель президиума ЭНМС

_______________С.В. Жолован

       подпись

«18» марта 2015 г.

М.П.

Председатель предметной секции ЭНМС

_______________ /______________________/

         подпись

Протокол № __ от «__» ____20__ г.

УТВЕРЖДЕНО

На педагогическом совете
ЧОУ «Школа Экспресс»

Протокол № ____

От «___» ___________20__ г.

Директор ________ Владимирская О.Д.

                 подпись

М.П.

ПРОГРАММА МЕТАПРЕДМЕТНОГО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Основы самообразования

34 часа

9, 10, 11 классов общеобразовательной школы

(базовый уровень)

Автор-составитель

Директор ЧОУ «Школа Экспресс» Санкт-Петербурга

Владимирская Ольга Дмитриевна

г. Санкт-Петербург

2015 г.


Программа метапредметного элективного курса составлена на основе Требований Федерального государственного образовательного стандарта к содержанию программ основного и среднего общего образования.

Рецензент С.Г. Вершловский – профессор кафедры педагогики и андрагогики СПбАППО, д.п.н.                                                 /______________/

«__»________ 2015 г.

Автор-составитель О. Д. Владимирская, канд. пед. наук

«__»________ 2015 г.                                                      /______________/


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Основы самообразования

Тип программы учебная программа общеобразовательного учреждения
Статус программы авторская программа элективного курса
Уровень программы базовый/профильный
Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана программа

Программа «Основы самообразования»

Владимирская О.Д. , СПбАППО, 2005.

Категория обучающихся Обучающиеся 9, 10, 11классов ОУ
Сроки освоения программы 1 год
Объём учебного времени 34 часа
Форма обучения Очная + самообразование
Режим занятий 1 час в неделю


СОДЕРЖАНИЕ

АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ.. - 4 -

1.         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. - 5 -

1.1.         Актуальность программы.. - 5 -

1.2.         Образовательные цели и задачи. - 8 -

1.3.         Нормативно-правовые документы.. - 9 -

2.         ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ.. - 10 -

2.1.         Особенности программного материала. - 10 -

2.2.         Технологии, формы и методы реализация программы.. - 15 -

2.3.         Роль и место курса в образовательном процессе. - 19 -

2.4.         Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. - 20 -

3.         СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА «ОСНОВЫ САМООБРАЗОВАНИЯ»  - 22 -

Тема 1. Введение в проблематику курса. - 22 -

Тема 2. Роль самообразования в жизни людей. - 22 -

Тема 3. Роль мотивов в достижении цели. - 23 -

Тема 4. Основные принципы и психологические приемы организации самостоятельной деятельности. Мнемотехники. - 23 -

Тема 5. Формирование информационной культуры.- 24 -

Тема 6.     Презентация и самопрезентация. - 25 -

3.1.         УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. - 26 -

4.         ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА   - 26 -

5.         УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.. - 32 -

5.1.         Основная литература. - 32 -

5.2.         Дополнительная литература. - 32 -

5.3.         СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ  - 33 -

6.         МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.. - 34 -

Приложения:

Приложение №1. Учебно-тематическое планирование

Приложение №2. Краткий глоссарий основных терминов программы

Приложение №3. Принципы оценивания достижений

Приложение №4. Критерии оценивания ученического проекта

Приложение №5. Лист самооценки

Приложение №6. Лист само- и взаимооценивания

Приложение №7. Рекомендации по работе над проектом

Приложение №8. Портфолио проекта. Алгоритм работы

Приложение №9. Шаблон резюме

Приложение №10. Ориентировочная схема. Осмысление научного текста


АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта среднего общего образования.

В основе программы элективного курса «Основы самообразования» лежит большая практическая работа и опыт коллектива негосударственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Экспресс» Санкт-Петербурга. Школа почти двадцать лет отрабатывает приемы работы с обучающимися, осваивающими школьную программу в форме самообразования. Программу можно рассматривать как второе издание элективного «Самообразование: пять шагов», проходившую экспертизу Совета СПбАППО в 2005 году. Методической базой для данного элективного курса послужило пособие О.Д. Владимирской «Основы самообразования: пять шагов»[1].

В данной программе на общепедагогическом уровне рассматриваются вопросы теории и практики воспитания культуры самообразования и формирования готовности к личностному самоопределению и саморазвитию.

Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, социально-педагогическую направленность и позволяет удовлетворить образовательные потребности обучающихся, способствует аналитической и познавательной деятельности школьников, помогает им оценить собственные способности, склонности и интересы, освоить технологию выбора и построения индивидуальной образовательной траектории. Основная цель – знакомство обучающихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса обучающихся к процессу обучения.

Формы организации занятий - лекция, семинар, практикум, выступления с творческими работами. Основной формой учения является поисково-исследовательская деятельность учащихся, которая реализуется как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы учащихся.

Обучающиеся самостоятельно синтезируют знания, решают поставленные задачи, оценивают результаты работы.

Одной из отличительных особенностей программы курса является ориентация на поддержку технологий дистанционного обучения, которые в Школе «Экспресс» являются неотъемлемой частью образовательного процесса.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  2. 1. Актуальность программы

Предлагаемый программой курс «Основы самообразования» является метапредметным учебно-практическим элективным курсом и ориентирован на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности, развитие образовательных (ключевых) компетентностей в сфере личностного самоопределения.

Программа курса адресована обучающимся 9,10 и 11 классов, получающих образование, как в общеобразовательном учреждении, так и в семье, но легко может быть адаптирована к обучению школьников 5 – 8 классов. Освоение курса возможно как в группах, так и индивидуально.

Актуальность содержания программы связана с тем, что задача формирования у обучающихся способности мыслить самостоятельно является одной из важнейших для современной школы. Потребности социальной адаптации и самореализации личности и развития общества в целом выдвигают на первый план новые требования к результатам образования. Современная школа ориентирована на образовательный результат в виде компетентностей, среди которых самообразовательная занимает значительное место. Это отражается в таких программных документах, как «Концепция модернизации российского образования», «Федеральный государственный образовательный стандарт» и «Федеральная программа «Развитие образования» до 2030 года».

Таким образом, актуальность программы элективного курса обусловлена объективными потребностями педагогической теории и практики в формировании у школьников в условиях учебно-воспитательного процесса компетенции самообразования и готовности к личностному самоопределению. При этом, компетенция самообразования обучающегося понимается как совокупность взаимосвязанных качеств личности (смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способов и опыта деятельности), необходимых для осознанного осуществления и непрерывного совершенствования самостоятельной образовательной деятельности. Самообучение и самообразование нацеливают личность на объективное познание действительности, на самопознание, самоорганизацию, самопостроение и самоопределение – процессы, являющиеся показателями зрелости личности. Конкурентоспособность и безопасность личности и нации определяются сегодня, в первую очередь, надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности по решению задач и проблем, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.

Уровнем развития самообразовательной компетентности обусловлено качество сформированность ключевых компетентностей. Самообразовательная компетентность основывается на опыте самообразовательной деятельности. Следовательно, роль общеобразовательной школы в формировании ценностного отношения обучающихся к самостоятельной деятельности многократно возрастает. Современная школа должна формировать у школьников навыки самообразовательной деятельности, готовность к самообразованию и психологическую потребность в нем.

Между тем, в условиях современной школы возможность формирования и развития важнейших ключевых образовательных компетенций недостаточно обеспечена. В учебных программах не отводится специального времени для овладения обучающимися эффективными способами учебно-познавательной деятельности, методами самообучения и самообразования. Такое формирование происходит, как правило, стихийно. В результате противоречия выявляется проблема: как в ходе учебно-воспитательного процесса сформировать у обучающихся культуру самообразования и готовность к личностному самоопределению.

Об этом свидетельствуют и выявленные в ходе анализа научно-педагогической литературы противоречия, возникающие в современной школе между:

        теоретической разработанностью компетентностного подхода в общем образовании и его адаптацией к учебному процессу;

        потребностью и значимостью в жизни обучающегося КС и его неумением организовать свою самообразовательную деятельность;

        большим объемом требуемых знаний и ограниченными возможностями их усвоения в рамках традиционной урочной системы;

        необходимостью построения учебного процесса с ориентацией на становление и развитие самообразовательной деятельности школьников и отсутствием у учителя необходимых для этого: теоретической базы, навыков и опыта;

        требованием современного общества к подготовке компетентного в области самообразования выпускника школы и недостаточной разработанностью необходимой для этого научно-методической базы[2].

В связи с этим актуальность предлагаемой программы обусловлена необходимостью корректировки процесса обучения в общеобразовательной школе с целью формирования компетентности самообразования школьников.

Программа предлагаемого курса призвана способствовать решению как этих проблем, так и приоритетных образовательных задач школы в соответствии с «Программой развития - 2020».

Реализация курса «Основы самообразования» способствует раскрытию внутреннего потенциала учеников, созданию условий для их самореализации и развития, позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учетом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы подростков.

Программа включает материал, не содержащийся в базовых и профильных (применительно к 10-11 классам) образовательных программах.

Высокая информативность и актуальность содержания обеспечивается поддержкой инновационных информационно-коммуникационных образовательных технологий, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.

Программа ориентирована на достижение ведущей цели и основного результата образования: развитие личности подростка, формирование его готовности к активной учебно-познавательной деятельности, к саморазвитию и непрерывному образованию на основе освоения универсальных учебных действий, способов познания и освоения мира.

  1. 2.Образовательные цели и задачи

ЦЕЛЬ КУРСА: формирование компетенции самообразования, включающей развитие универсальных учебных действий; общеучебных и интеллектуальных навыков, ключевых компетенций обучающихся; формирование установки на непрерывное совершенствование самостоятельной образовательной деятельности.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих ЗАДАЧ:

        знакомство с приемами самообразования на основе самоуправления, самоутверждения, самоопределения; с принципами и правилами организации образовательной деятельности;

        ознакомление со способами планирования, анализа, рефлексии результатов образовательной деятельности;

        формирование навыков поиска, работы с различными информационными источниками; соорганизации ресурсов;

        развитие и закрепление навыка рефлексии собственной деятельности в процессе овладения методами образовательной деятельности;

        развитие самостоятельности и ответственности за результаты собственной деятельности;

        развитие компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

        формирование навыков самопрезентации и презентации результатов образовательной деятельности;

        формирование потребности к целенаправленному самообразованию;

        обеспечить развитие способности к самооценке собственной деятельности;

        развитие познавательной самостоятельности и активности обучающихся.

  1. 3.Нормативно-правовые документы

Программа курса составлена на основе:

        Федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413);

        Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

        Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ на текущий год;

        Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р).

Программа курса составлена в соответствии с:

        Письмом Минобразования РФ от 13.11.2003 г.№14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования»;

        Письмом МОН РФ от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;

        Приказом Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2009 г. N 729 "Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях" (с изменениями и дополнениями от 13 января 2011 г., 16 января 2012 г.);

        Гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях и Санитарно - эпидемиологическими правилами, СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 25 декабря 2013 года).

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
  2. 1.Особенности программного материала

Курс выбирается учащимися, исходя из их личных склонностей, потребностей, осознанных способностей, и ориентирован на развитие образовательных (ключевых) компетентностей в сфере личностного самоопределения. Освоение универсальных общеучебных действий носит не узко предметный, а надпредметный характер: нормы целеполагания и проектирования, самоконтроля и коррекции собственных действий, поиска информации и работы с текстами и др.

Курс становится пропедевтикой, базой и стимулом для освоения учебных дисциплин в результате выработки у обучающихся учебно-познавательной мотивации, овладения ими способами научной организации учебно-познавательной деятельности, приемами самоорганизации, методами познания, самообразования. Основным понятием программы является современное понятие культуры самообразования, в её социальном, предметном и личностном аспекте. Под культурой самообразования сегодня принято понимать как высокий уровень развития всех компонентов самообразования, так и систему компетенций, необходимых для осуществления целостной познавательно-созидающей деятельности (от самообучения до развития определенных качеств личности). Программа призвана помочь школьникам разобраться в себе, собственных возможностях планировать учебную деятельность и рационально распределять время. В программе рассматриваются приемы учебной работы, решения различных учебных задач, в неразрывной связи с приемами самоуправления (планирования, самоконтроля и т. д.). В основе создания и реализации программы курса лежит системно-деятельностный подход, принципы личностно-ориентированного образования. Освоение программы осуществляется на основе дидактической системы деятельностного метода, методологической основой которой является общая теория деятельности, разработанная в российской методологической школе (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.). Обучающиеся постоянно пребывают в пространстве образовательной деятельности, в котором протекают процессы мотивации, реализации нормы и рефлексии, построения и коррекции способов действий, самоконтроля и самооценки, коммуникативного взаимодействия и др.

Системно-деятельностный подход предполагает:

        определение ведущим в построении содержания учебных дисциплин задачный принцип обучения;

        раскрытие базовых научных понятий через цели, способы и средства человеческих действий, лежащих за этими понятиями, которые задаются в виде ситуаций, обеспечивающих самостоятельный поиск и открытие этих средств и способов;

        создание условий для присвоения культурных предметных способов и средств действия за счет разнообразия организационных форм работы, обеспечивающих учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья),

        создание условий для роста творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащения форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

        активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

        создание инструментов, позволяющих соотносить полученный результат действия и намеченную цель.

В основе программы метапредметного курса – образная идея «Пяти шагов» к овладению компетенцией самообразования:

Шаг первый Решение заниматься самостоятельно. Постановка цели
Шаг второй Осмысление мотивов обращения к самообразованию Оценка готовности учиться самостоятельно
Шаг третий

Инвентаризация возможностей:

анализ качеств личности

Обзор ресурсов

Шаг четвертый

Отработка умений:

— планировать работу

— распределять время

— овладение приемами учебной работы и умениями работать с разными источниками информации

Выбор способов действий,
ведущих к достижению цели
Шаг пятый Презентация результатов учебного труда

Оценка результатов деятельности.

Оценка и самооценка

В структуре курса выделяются 6 основных тем. Логика построения каждой темы предусматривает следующую последовательность содержательных действий:

  1. формирование понятийного поля, позволяющего описать основной предмет темы, актуальные задачи и тенденции, основные формы и способы самообразовательной деятельности;
  2. формирование образа желаемого результата, поиск методик и форм его реализации, мысленное или игровое моделирование реализации проектных намерений;
  3. рефлексия пробного действия и оформление способов проектного действия как процесса реализации собственных намерений на материале конкретного индивидуального учебного проекта.

Курс состоит из 4 параллельно развивающихся содержательно-методических линий:

        организационно-рефлексивной: формирование умения учиться (личностное самоопределение в УД, фиксировать затруднение в УД, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, организовывать свою деятельность по усвоению знаний, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.);

        коммуникативной: формирование коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т.д.;

        познавательной: знакомство с методами познания, методами поиска информации, методами работы с текстами, организация саморазвития познавательных процессов, организация своего рабочего места и т.д.;

        ценностной: формирование норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.

Компетентность самообразования формируется лишь в опыте собственной деятельности, поэтому процесс обучения должен быть ориентирован на проектирование учебно-практических ситуаций, в которых действует сам учащийся. Для формирования компетентности самообразования обучающихся, предлагается специально отобранное содержание обучения как инструмент. Программа курса предусматривает выполнение каждым обучающимся определенного количества самостоятельных заданий, используя реальный учебный материал по различным школьным дисциплинам.

К отбору содержания учебного материала предъявляются следующие требования:

        ориентация на умение учащихся самостоятельно добывать знания, вычленять проблемы, искать пути рационального решения, умение критически осмысливать новые знания, умения и применять их для решения новых задач. При этом целесообразно использовать задания, приводящие к открытию учащимися новых для себя фактов, и пр.; на применение имеющихся знаний в новой ситуации; опережающего характера; открытые задания.

        организация самостоятельного изучения учащимися некоторых вопросов темы в соответствии с их потребностями, интересами, потенциальными возможностями и личным опытам. Работа над вопросами должна обеспечивать знакомство с материалоМ.: теоретического и прикладного характера; основным и дополнительным; по предмету и междисциплинарным; научным и занимательным.

        вариативность содержания. С этой целью необходимо обеспечить возможность самостоятельного выбора учащимся, выделение им личностно значимой проблемы. Вариативность достигается с помощью: различных способов подачи нового материала (текст, таблица, схема, график); выбора учащимся одною из аспектов темы для подготовки сообщения, реферата.

Учебный материал предоставляется в форме таблиц, плана - схемы, памяток, помогающих ученикам устанавливать причинно-следственные связи, доказывать, делать выводы и обобщения (образцы представлены в Приложениях). Наличие подобных мыслительных опор для повторения, расширения, углубления и систематизации знаний значительно облегчит самостоятельную работу обучающихся. С этой же целью предполагается использовать дидактические свойства, предоставляемые информационными технологиями, в том числе, возможности дистанционной образовательной среды.

Помимо вопросов, изучение которых предусмотрено школьным курсом (написание реферата, рецензии, доклада и т.п.). Программа включает рекомендации по защите проектной работы, её оформлению, рекомендации по составлению и оформлению деловых бумаг, способных в дальнейшем явиться основой для создания портфолио.

Последний раздел программы предусматривает совершенствование умений по презентации результатов собственной учебной деятельности.

Предлагаемый в Программе материал может быть использован учителем на уроках-зачетах, уроках-практикумах для организации совместных коллективных форм учебной деятельности, его творческой самостоятельности.

Образовательные задачи курса могут быть реализованы на как на содержательном материале одного предмета, так и на межпредметном уровне.

Основой для разработки программы настоящего элективного курса послужили результаты исследования отечественных педагогов, психологов и социологов степени готовности обучающихся разных образовательных учреждений к самообучению, самообразованию, личностному и профессиональному самоопределению; а также результаты исследования условий для формирования и развития ключевых образовательных компетенций. Список трудов этих ученых приведен в VI разделе программы.

  1. 2.Технологии, формы и методы реализация программы

Обучающиеся осваивают элективный курс «Основы самообразования» как в очной, так и в заочной форме. Особенность программы курса состоит в том, что организация и сопровождение самообразовательной деятельности обучающихся осуществляются при поддержке технологий электронного дистанционного обучения. Дистанционное обучение выступает как способ организации процесса обучения, позволяющий осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. Программа ориентирована на применение широкого комплекса х информационно-коммуникационных и интерактивных образовательных технологий, что соответствует современным требованиям к организации учебного процесса.

С точки зрения организации педагогического процесса возможна многообразность, вариативность использования курса в качестве:

        элективного для очной формы обучения;

        факультативного;

        полностью дистанционного.

В процессе освоения программы курса комплексно используются личностно и практико-ориентированные подходы с приоритетом использования деятельностных форм обучения, технические и электронные средства обучения в соответствии с целями и задачами изучаемой образовательной программы и возрастными особенностями обучающихся. Инновационный характер обучения - в органичном сочетании лучшего опыта традиционной методики и современной интерактивной индивидуально-ориентированной модели обучения.

В процессе освоения интегрируются такие современные образовательные технологии, как «Метод проектов», «Технология организации образовательных событий», «Развитие критического мышления через чтение и письмо» «Портфолио».

Применяются следующие методы обучения:

Метод проектов как способ организации самостоятельной деятельности обучающихся, интегрирующий проблемный подход, рефлексивные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Метод проектов, как педагогическая технология, предусматривает использование разнообразных методов и средств обучения конкретному предмету и необходимость интегрирования знаний и умений из различных областей. Итогом выполненной работы является конкретный продукт. По своей сути проектирование – вид деятельности, который характеризуется как способ планирования и осуществления запланированного. Работу над проектом можно разбить на пять этапов, соответствующим этапам продуктивной познавательной деятельности:

  1. проблемная ситуация;
  2. проблема, заключенная в ней и осознанная человеком;
  3. поиск способов разрешения проблемы;
  4. решение;
  5. оценка.

Метод реферативно-исследовательской деятельности, связанный с решением творческих исследовательских задач с заранее неизвестным решением. Организация деятельности обучающихся в соответствии с этим методом предполагает наличие следующих этапов работы:

        постановка проблемы (задачи);

        изучение теории и методики исследования;

        сбор, самостоятельный анализ и обобщение материала;

        собственные выводы и оформление реферата.

Тематика и содержание рефератов определяется исходя из предметного материала конкретных учебных дисциплин.

Метод использования информационных и коммуникационных технологий. Использование информационных технологий позволяет учителю экономить время, широко использовать дифференциацию в работе с учащимися, оперативно контролировать и оценивать результаты обучения, а ученику – работать в комфортном для него темпе. Применение образовательных информационных технологий способно значительно повысить эффективность и качество обучения за счет активизации деятельности обучающихся, реальной индивидуализации учебного процесса.

Ведущее место в обучении предполагается отвести методам поискового и исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность учащихся и развивающим навыки самостоятельной работы. С этой целью в программу должны быть включены различные практикумы: групповая работа с научным текстом с последующим коллективным анализом для определения основных понятий, для выделения проблемы, постановки целей и задач исследования; работа в библиотеке: подбор литературы по заданной теме с помощью каталогов; работа в компьютерном классе, использование электронных энциклопедий и справочников, использование поисковых серверов Интернет для подбора информации; публичные выступления по заданной проблеме.

Формы учебных занятий определяются специфическими целями курса. Поскольку в принципе не исключается изучение элективного курса даже одним учащимся, предусматриваются варианты изучения, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах. Ведущая форма проведения занятий — выполнение практических упражнений и заданий с подробным описанием алгоритма действий по их выполнению в рамках реализации проектов. Значительная роль отводится самостоятельной работе с различными источниками учебной информации.

Формы и средства организации учебного процесса: интерактивные лекции с последующими дискуссиями, практикумы, уроки-презентации, уроки решения ключевых задач; уроки защиты творческих проектов; форумы и чаты; учебные конференции офф – и онлайн; самостоятельная работа с элементами научно-исследовательской и творческой деятельности.

Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников, а также их личностные качества. Основой оценивания деятельности учеников становятся результаты анализа выполненной ими продукции и деятельности по ее созданию. Оценка имеет различные способы выражения: устные суждения педагога, письменные качественные характеристики; применение дихотомической шкалы: «зачет - незачет». Оценка является средством мотивации.

Формы проверки достигаемых учениками образовательных результатов: текущий рефлексивный самоанализ; самоконтроль и самооценка учащимися выполняемых заданий; взаимооценка школьниками работ друг друга; текущая диагностика и оценка учителем деятельности учащихся; итоговая оценка индивидуальной деятельности учеников учителем. Формой итогового контроля может стать защита/презентация творческой работы или проекта, выступление с докладом на учебной конференции. Выполненные работы учащихся и отзывы об их качестве станут частью ученического портфолио. Принципы и критерии оценивания представлены в Приложениях 2-3. С образцами и примерными формами оценочных средств можно ознакомиться в Приложениях 4-9.

Система диагностики, контроля и оценивания учебных достижений включает:

        текущий контроль (по темам курса) осуществляется на практических занятиях;

        аттестация: представление и защита результатов самостоятельной образовательной деятельности (реферата, творческой работы, учебно-исследовательской работы, проекта и т.п.).

Текущий контроль и аттестация обучающихся осуществляются как очно в аудитории (представление и защита результатов учебной деятельности), так и с использованием электронных средств (форум, учебная конференция он-лайн), обеспечивающих идентификацию личности.

В программе заложено вариативное сочетание индивидуальной и совместной деятельности обучающихся. Программа строится с учётом специфических особенностей различных видов деятельности. Учебный процесс основан на видах деятельности, соответствующих целям общего образования и психолого-возрастным особенностям обучающихся 9,10-11 классов (в том числе: проводить поиск информации, устанавливать причинно-следственные связи, участвовать в дискуссиях, формулировать собственную позицию и др.).

Программа обеспечивает оптимальную нагрузку на ученика с целью защиты его от переутомления и дезадаптации.

Апробация программы курса осуществляется на базе ЧОУ «Школа Экспресс», с использованием Школы дистанционного обучения, как электронной образовательной среды.

  1. 3.Роль и место курса в образовательном процессе

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации «Основы самообразования» как элективный курс может быть отнесен к дисциплинам, включенным в ин­вариантную часть учебного плана.

Для эффективности усвоения программного материала настоящий курс предлагается к изучению в объеме 34 учебных часов (исходя из 34 недель в учебном году) в течение одного года обучения в старшем звене общеобразовательного учреждения. Программа адресована ученикам 9,10,11-ых общеобразовательных классов и рассчитана на 34 часа (из расчета 1 учебный час в неделю, 34 уч. недели).

При изучении элективного курса широко и разнообразно реализуются межпредметные связи. В процессе подбора материала для элективного курса должно осуществляться согласование между элективными и обязательными курсами, выражающееся в отборе материала электива, базирующегося на знаниях, полученных учащимися при изучении основных курсов. Опора на знания (факты, понятия, теории) и методы познания, полученные учащимися на уроках, содействует более осознанному усвоению материала элективного курса.

Изучение данного курса наиболее тесно связано с такой дисциплиной, как Информатика и ИКТ. Навыки работы с текстом отрабатываются в курсе русского языка и т.д

  1. 4.Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа курса предусматривает системно-деятельности, компетентностный и личностно-ориентированный подходы к образовательному процессу с целью формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков (далее – ОУУН), универсальных способов деятельности и соответствующих им ключевых компетенций.

Общеучебные умения

и навыки

Компоненты ОУУН
мыслительные

использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа,

определять сущностные характеристики изучаемого объекта,

самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов, делать выводы;

информационные

поиска и извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.),

отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации,

передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),

перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.),

выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

коммуникативные

развернуто обосновывать суждения, давать определения,

приводить доказательства (в том числе от противного),

объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах,

владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);

организационные умение самостоятельно выполнять задание по алгоритму, умение вести тетрадь, навыки самопроверки и самооценки.
  1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА
    «ОСНОВЫ САМООБРАЗОВАНИЯ»

Тема 1. Введение в проблематику курса (2ч)

Знакомство с содержанием курса. Предмет, задачи, место и значение настоящего курса. Знакомство с учащимися, их направленностью, потребностями, социальными установками, интересами и целями. Значение направленности личности в результативности самообразования.

Электронная образовательная среда: понятие, возможности, самообразовательный потенциал.

Практическая работа: знакомство с электронной образовательной средой ОУ: «экскурсия» по школе дистанционного обучения (ШДО). Опыт работы с интерфейсом.

Самостоятельная работа:

Выполнение и предъявление диагностического задания: готовность к самообразованию. Установление связи с координатором.

Тема 2.Роль самообразования в жизни людей (4ч.)

Самообразование в современном информационном обществе. Роль самообразования в личностном самоопределении, в жизни человека.

Образование: учение и обучение. Что значит учиться самому. Индивидуальный образовательный маршрут.

Познание, способности, интеллект. Их роль в обучении, самообразовании и становлении личности. Роль творческих процессов в самообразовании и становлении личности.

Роль самообразования в личностном самоопределении, в жизни человека. Как правильно организовать самообразование. История и современность. Особенности самообразования на современном этапе. Юридические и правовые аспекты.

Практическая работа:

Работа по опроснику Г.К. Селевко «Могу ли я организовать себя?».

Диагностика степени сформированности навыков самообразования. Проблемная беседа в формате форума.

Самостоятельная работа:

Опыт построение индивидуального образовательного маршрута.

Тема 3. Роль мотивов в достижении цели(3 ч.)

Раскрытие понятий самопознание, самосовершенствование, самоутверждение и саморазвитие. Анализ качеств личности, способствующих развитию самообразования. Интересы и учебно-познавательная мотивация.

Умение постановки цели (в самообразовании, в жизни). Самооценка и уровень притязаний. Стратегия решения проблем.

Общеучебные стратегии: знаю - хочу узнать - узнал.

Практическая работа:

Создание карты личности.

Самостоятельная работа:

Составление маркировочной таблицы «ЗУХ» (знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее).

Тема 4. Основные принципы и психологические приемы организации самостоятельной деятельности. Мнемотехники (5ч.)

Научная организация учебной деятельности. Учебно-организационные и рефлексивные знания. Основные принципы и психологические приемы организации самостоятельной деятельности. Способы планирования, анализа, рефлексии результатов образовательной деятельности. Приемы распределение времени. Тайм-менеджмент.

Мнемотехники, обучение способам запоминания.

Практическая работа:

Составление Памятки «Как подготовится к встрече с учителем». Тренинг по запоминанию.

Планирование деятельности (использование «Дневника самооценки», «Портфолио», «Листов планирования» и др.). Тренинг по запоминанию.

Самостоятельная работа:

        определить цели и задачи предстоящей работы;

        составить план, разработать алгоритм действий.

Тема 5. Формирование информационной культуры (9ч.)

Учебно-информационные знания и компетенции. Определение понятий: культура, информация, технология, техника. Приемы работы с различными источниками информации. С книгой, устным словом, графическими источниками, библиографией, поисковыми системами, источниками Интернета. Основные свойства информации: объективность, достоверность, полнота, точность, актуальность, ценность.

Формирование читательской грамотности: стратегии работы с текстом, техники активно-продуктивного чтения и алгоритмы работы с несплошными текстами (формулами, диаграммами, таблицами, графиками, картинками).Стратегии предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности.

Работа с источниками WWW. Виды поиска. Поиск и обработка различных видов информации. Основные рекомендации. Основы информационной безопасность.

Приемы: «составление кластера», «пометки на полях», написания реферата. Реферативно-исследовательская деятельность: основные этапы.

Практическая работа:

Отработка навыков работы с различными источниками информации:

  • определение предмета информационного поиска в соответствии с темой, проблемой проекта (исследования).

Работа с ориентировочной схемой по осмыслению научного (учебного) текста (См. Приложение 10).

Опыт использования развития самостоятельной деятельности учащихся:

- составление плана;

-конспект;

-работа с терминологией;

-словарь или Интернет.

Реферативно-исследовательская деятельность:

  1. постановка проблемы (задачи);
  2. изучение теории и методики исследования;
  3. сбор, самостоятельный анализ и обобщение материала;
  4. собственные выводы и оформление реферата.

Самостоятельная работа:

составление аннотированного списка информационных средств, которыми обучающиеся могут воспользоваться в ходе проектной деятельности.

Тема 6. Презентация результатов учебного труда, выполнение и защита проекта (10ч.)

Презентация результатов учебного труда: сообщение, доклад, сочинение, реферат, проект, резюме, портфолио, экзамен и подготовка к нему. Этапы работы над проектом.

Представление результатов учебного труда. Самопрезентация и презентация. Портфолио проекта. Взаимооценка. Самооценка.

Практическая работа:

Проектная деятельность:

  1. разработка проектного замысла (анализ ситуации, анализ проблемы, целеполагание, планирование);
  2. реализация проектного замысла (выполнение запланированных действий);
  3. оценка результатов проекта.

Представление портфолио проекта.

Защита проекта, выступление на учебной конференции:

        освоение навыков представления результатов учебного труда;

        развитие навыков публичного выступления.

Самостоятельная работа:

Работа над учебным проектом.

Составление портфолио проекта. Подготовка презентации проекта, сценария защиты проекта.

Тема 7. Подведение итогов, обобщение и систематизация. Рефлексия образовательных событий (1ч.)

Рефлексия как процесс и результат фиксирования участниками образовательного процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого.

П/Р:

        рефлексия настроения и эмоционального состояния - выявление степени удовлетворённости проделанной работой;

        рефлексия содержания учебного материала выявляет уровень осознания содержания пройденного и направлена на получение новой информации;

        рефлексия деятельности  - осмысление способов и приёмов работы с учебным материалом, поиск более рациональных приёмов.

С\Р: Рефлективное эссе ученика «Возможно ли учение с увлечением?».

  1. 1.УЧЕБНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

пп

Наименование тем курса

Количество

учебных часов

Общее

количество

В т.ч. самостоятельных практических работ
  Введение в проблематику курса. 2 1
  Роль самообразования в жизни людей 4 3
  Мотивы и их роль в жизни человека. Роль мотивов в достижении цели. Знакомство с понятиями: самопознание, самосовершенствование, самоутверждение, саморазвитие. 3 2
  Основные принципы и психологические приемы организации самостоятельной деятельности. Мнемотехники 5 3
  Формирование информационной культуры. 9 6
  Презентация результатов учебного труда, выполнение и защита проекта 10 7
  Подведение итогов, обобщение и систематизация. Рефлексия образовательных событий   1
ИТОГО 34 23

Учебно-тематическое планирование см. в Приложении №1.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА

Освоение элективного курса «Основы самообразования: пять шагов» предусматривает личностные, метапредметные и предметные результаты.

К важнейшим личностным результатам освоения программы курса относятся:

        овладение основами понятийного мышления (освоение содержательного обобщения, анализа, планирования, контроля и рефлексии учебной деятельности);

        формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

        умение самостоятельно строить отдельные индивидуальные образовательные маршруты с учетом устойчивых учебно-познавательных интересов (определять образовательные цели, намечать пути их достижения, искать способы возникающих образовательных задач, контролировать и оценивать свою деятельность, по необходимости обращаться за экспертной оценкой к сверстникам и взрослым).

Метапредметные результаты представляют собой набор основных ключевых компетентностей, которые должны быть сформированы в ходе освоение обучающимися разных форм и видов деятельностей, реализуемых в программе курса. На этапе основного и среднего общего образования ключевые компетентности проявляются:

  • В компетентности решения проблем (задач) как основы системно- деятельностного подхода в образовании – способность видеть, ставить и решать задачи.

Основные группы способностей и умений:

        планировать решение задачи; выбирать метод для решения, определять необходимые ресурсы;

        производить требуемую последовательность действий по инструкции;

        при необходимости уточнять формулировки задачи, получать недостающие

        дополнительные данные и новые способы решения;

        выполнять текущий контроль и оценку своей деятельности; сравнивать характеристики запланированного и полученного продукта; оценивать продукт своей деятельности на основе заданных критериев; видеть сильные и слабые стороны полученного результата и своей деятельности, воспринимать и использовать критику и рекомендации других, совершенствовать результаты решения конкретной задачи и свою деятельность.

  • В информационной компетентности как способности решать задачи, возникающие в образовательном и жизненном контексте с адекватным применением массовых информационно-коммуникативных технологий.

Основные группы способностей и умений:

исходя из задачи получения информации

        планировать поиск информации, формулировать поисковые запросы;

        выбирать способы получения информации; обращаться к поисковым системам интернета, к информированному человеку, к справочным и другим бумажным и цифровым источникам – гипермедиа-объектам, устным и письменным текстам, объектам со ссылками и иллюстрациями на экране компьютера, схемам и планам, видео- и аудиозаписям, интернет-сайтам и т.д.;

        находить в сообщении информацию: конкретные сведения; разъяснение значения слова или фразы; основную тему или идею;

        выделять из сообщения информацию, которая необходима для решения поставленной задачи; отсеивать лишние данные;

исходя из задачи создания, представления и передачи сообщения

        планировать создание сообщения, выбирать сочетание различных форм (текст, рисунок, схема, анимация, фотография, видео, звук, личная презентация) представления информации и инструментов ее создания и организации (редакторов) и использовать их для обеспечения максимальной эффективности в создании сообщения и передаче смысла с помощью него;

        обрабатывать имеющиеся сообщения (свои и других авторов): преобразовывать запись устного сообщения (включая презентацию), интервью, дискуссии в письменный текст, формулировать выводы из изложенных фактов (в том числе в различных источниках), кратко резюмировать, комментировать, выделять отдельные линии, иллюстрировать, преобразовывать в наглядную форму.

  • В коммуникативной компетентности как способности ставить и решать определенные типы задач социального, организационного взаимодействия: определять цели взаимодействия, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы взаимодействия партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать успешность взаимодействия, быть готовым к осмысленному изменению собственного поведения.

Основные группы способностей и умений:

        способность к инициативной организации учебных и других форм сотрудничества, выражающаяся в умениях: оценивать свои и чужие действия в соответствии с их целями, задачами, возможностями, нормами общественной жизни;

        способность к пониманию и созданию культурных текстов, выражающаяся в умениях: строить адресованное письменное или устное развернутое высказывание, удерживающее предметную логику, учитывающее разнообразие возможных точек зрения по данному вопросу; читать и осмысливать культурные тексты разного уровня сложности с разными стилевыми и иными особенностями, продолжая их собственную внутреннюю логику; оценивать свои возможности в понимании и создании культурных текстов, искать и осваивать недостающие для этого средства.

  • В учебной компетентности как способности обучающихся самостоятельно и инициативно создавать средства для собственного продвижения в обучении и развитии (умение учиться), выстраивать свою образовательную траекторию, а также создавать необходимые для собственного развития ситуации и адекватно их реализовывать. Умение учиться, обнаруживает себя в готовности и возможности:

        строить собственную индивидуальную образовательную программу на последующих этапах образования;

        определять последовательность учебных целей, достижение которых обеспечит движение по определенной траектории;

        оценивать свои ресурсы и дефициты в достижении этих целей;

        обладать развитой способностью к поиску источников восполнения этих дефицитов;

        проводить рефлексивный анализ своей образовательной деятельности, использовать продуктивные методы рефлексии.

С учетом специфики целей и содержания предвузовской подготовки существенно возрастают требования к рефлексивной деятельности обучающихся, в том числе к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности.

Планируемые предметные результаты:

обучающийся научится:

        организовать собственное учение;

        преобразовывать практическую задачу в познавательную; проанализировать предложенную задачу, отнести ее к определенному типу, набросать примерный план ее решения;

        организовать поиск решения: выделить гипотезу, разработать способ решения, а при необходимости внести в него коррективы;

        проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

        осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

        самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;

        применять приемы работы с книгой; с устным словом; с графической информацией; с библиографическими источниками; с электронными сетями;

        делать сообщения, доклад, проект;

        писать сочинение, реферат;

        заявлять о себе через резюме;

        создавать портфолио.

обучающийся получит возможность научиться:

        ориентироваться в понятиях самообразование, самосознание, самосовершенствование;

        понимать значение самообразования в жизни человека;

        строить индивидуальный образовательный маршрут;

        выполнять мини-исследования по выявлению свойств личности, способствующих самообразованию.

Критерии и нормы оценки учебных достижений обучающихся, а также шкала оценки практических и проектных работ по элективному курсу «Основы самообразования: пять шагов» представлены в Приложениях 3-4.

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
  2. 1.Основная литература

Для учеников:

  1. Владимирская О.Д. Самообразование: пять шагов. СПб: НОУ «Экспресс», 2006.
  2. Владимирская О.Д. Портфолио. Портфолио? Портфолио! - СПб: НОУ «Экспресс», 2009.
  3. Дудина Г. И., Пташкина В. Н. Русский язык. 9 кл. Хотите быть успешными? Говорите правильно! - Волгоград: Учитель, 2009.- Серия: Элективный курс.
  4. Алгебра. Формирование самооценки учебной деятельности. 9 класс. Учись учиться! / Яровая Е.А. - Волгоград: Учитель, 2015.
  5. Портфолио выпускника/абитуриента. Как создать "досье успехов"/ Пожарская О. В. - Волгоград: Учитель, 2014.
  6. Русский язык. 10 класс. Подготовка к ЕГЭ. Нормы речи. Пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенций. Под редакцией: Сениной Н.А. Издательство: Легион, 2013.
  7. Портфолио ученика. 5-9 классы. Авторы-составители: Плахова Т. В., Кулдашова Н.В. - Волгоград: Учитель, 2015.
  8. Фридман Е. Математика. 5-11 классы. Проекты? Проекты… Проекты!. Учебно-методическое пособие. -Ростов-на-Дону: Легион, 2014.
  9. Нарушевич А. Русский язык. 5-11 классы. Проекты? Проекты... Проекты! Учебно-методическое пособие. - Ростов-на-Дону: Легион, 2013.
  10. Гейн А. Информатика и ИКТ. Основы математической логики. 10-11 классы. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2012. Серия: Элективный курс.

Для учителей

  1. Абрамова С. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9-11 классы. Пособие для учителей. ФГОС. - М.: Просвещение, 2014.
  2. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий/Под ред. Асмолова А. Г. - М.: Просвещение, 2010.
  3. Как учить учиться. Методическое пособие для педагогов.- СПб: НОУ «Экспресс», 2012.
  4. Развитие речи. 5-9 классы: инновационная технология обучения/Дюжева О. А.- Волгоград: Учитель, 2014.
  5. Формирование и развитие познавательной компетентности учащихся. 7-11 классы. Диагностический инструментарий. Авторы: Кунаш М. А. - Волгоград: Учитель, 2015.
  6. 2.Дополнительная литература
  7. Алексеева Т. В. Сочинение, теория и практика (материалы для самоподготовки).— СПб: Паритет, 2003.
  8. Артеменко А. С., Николаенко Л. Н. Как стать умнее (общие методы при решении образовательных задач) // Открытая школа.— 2000.— № 3.
  9. Г. К. Селевко. Научи себя учиться. Учебное пособие. М., 2009.
  10. Грибова Т. Л. Освоение учебного материала в условиях самообразования // Открытая школа.— 2003.— № 6.
  11. Иванова Б. В. Индивидуальные путеводители для обучающихся // Открытая школа.— 2000. — № 3.
  12. Ладанов И. Д. и др. Техника быстрого чтения. – М.: Педагогика, 2002.
  13. Рыкова Е. Б. Как готовиться к экзамену в экстернате // Открытая школа.— 2000.— № 1.
  14. Электронные образовательные и Интернет-ресурсы
  15. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). - http://fcior.edu.ru.
  16. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  17. Артеменко А. С., Николаенко Л. Н. Как стать умнее (общие методы при решении образовательных задач) // Открытая школа.— 2000.— № 3.
  18. Ахлебин А. К., Эндебера О. П., Сивоглазов В. И. Мультимедийные обучающие и контролирующие системы — (биология) // Открытая школа.— 2000.— № 2.
  19. Большаков А. С. Стратегия успеха.— СПб., 2002.
  20. Бронникова Л.М. Из опыта реализации методической системы формирования компетенции самообразования у обучающегося средней общеобразовательной школы.- Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009.
  21. Бурцева О.Ю., Либеров А.Ю. Процесс познания в старших классах // Открытая школа.— 2000. – № 3.
  22. Вершинин В.Н. На принципах самообразования // Открытая школа.— 2002. – № 5.
  23. Владимирская О.Д. Поэтапное изучение предметов в экстернате // Открытая школа. – 2001.- № 4.
  24. Владимирская О.Д. Экстернат: варианты индивидуальной помощи // Открытая школа.— 2000.- № 5.
  25. Воспитание читателя в культуросозидающей модели образования / Н. Н. Сметанникова // Поддержка и развитие чтения в библиотечном пространстве России: сборник научно-практических работ. - Москва: МЦБС, 2007. - С. 65-74.
  26. Грибова Т.Л. Освоение учебного материала в условиях самообразования // Открытая школа.— 2003.-№ 6.
  27. Иванов Д.И. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании/ Д.И. Иванов //Завуч.-2008.-№1.
  28. Кинзова Г.Ю. На пути к развивающему обучению // Открытая школа.— 2003.— № 4.
  29. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Мазурина С.Е., Зайцева И.В. Что значит уметь учиться / Учебно-методическое пособие. – М., УМЦ «Школа 2000...», 2006.
  30. Полутина С.П. Как строить индивидуальное обучение // Открытая школа. – 2000. – № 6.
  31. Селевко Г.К. и др. Самообразование личности. – М., 2001.
  32. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
  33. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. М.: Балласс, 2013.
  34. Формирование универсальных учебных дей­ствий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий / А. Г. Асмолов. — М.: Просвещение, 2011.
  35. Хорошавин С.А. Чему и как учить в нашей школе // Открытая школа. – 2000. – №3.
  36. Чуб, Е.В. Компетентностный подход в образовании/ Е.В. Чуб // Инновации в образовании. – 2008. – №3.
  37. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Обучение осуществляется с использованием информационных, телекоммуникационных и дистанционных образовательных технологий.

Для обеспечения данного курса необходимы:

        стандартно оборудованные аудитории для индивидуальных и групповых консультаций обучающихся;

        индивидуальные ПК обучающихся и преподавателя в соответствующей комплектации, с выходом в Интернет и локальную сеть школы;

        мультимедийный комплект (компьютер, монитор, видеопроектор, экран настенный и др.);

        интерактивная доска;

        каналы связи (с пропускной способностью не ниже 512 Кбит);

        система дистанционного обучения, обеспечивающая формирование информационной образовательной среды;

        периферийное оборудование (веб-камера, принтер, сканер, цифровой фотоаппарат; цифровая фото/ видеокамера).

Данная Программа курса содержит следующие сокращения:

ООП – основная образовательная программа

ОУУН – общеучебные навыки и умения

УМК – учебно-методический комплекс

ФБОУП – Федеральный базисный (образовательный) учебный план

ФГОС ООО – Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений

ФК ГОС – федеральный компонент государственного стандарта.

 


[1] Владимирская О.Д. Самообразование: пять шагов. СПб: НОУ «Экспресс», 2006.

[2] Бронникова Л.М. Из опыта реализации методической системы формирования компетенции самообразования у учащегося средней общеобразовательной школы.- Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2009.


Добавить комментарий


Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте

Подписаться на новости школы