Учебный план
частного общеобразовательного учреждения
«Школа Экспресс» Санкт-Петербурга,
реализующие основные общеобразовательные программы
на 2016/2017 учебный год
1. Пояснительная записка
1.1. Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся.
1.2. Учебный план частного общеобразовательного учреждения «Школа Экспресс» Санкт-Петербурга сформирован в соответствии с:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее – ФБУП-2004);
- Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации
от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для VII-XI (XII) классов);
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования);
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
- распоряжением Комитета по образованию от 22.03.2016 № 822-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений
Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2016/2017 учебном году»;
- распоряжением Комитета по образованию от 23.03.2016 № 846-р «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2016/2017 учебный год».
1.3. Учебный план является частью основной образовательной программы частного общеобразовательного учреждения «Школа Экспресс» Санкт-Петербурга.
Учебный план частного общеобразовательного учреждения «Школа Экспресс» Санкт-Петербурга на 2016/2017 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10), и предусматривает:
- 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования для I-IV классов;
- 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования для V-IX классов;
- 1-летний или 2-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего общего образования для X-XI классов.
1.4. Учебный год в частном общеобразовательном учреждении «Школа Экспресс» Санкт-Петербурга начинается 01.09.2016.
Для профилактики переутомления обучающихся в календарном учебном графике предусмотрено равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана частного общеобразовательного учреждения «Школа Экспресс» Санкт-Петербурга, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 2.4.2.2821-10.
Учебный план ЧОУ «Школа Экспресс» Санкт-Петербурга для 10-11 класса реализует модель универсального (непрофильного) обучения. Организация обучения по универсальному профильного в X-XI классах не приводит к увеличению образовательной нагрузки.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки в течение дня составляет:
- для обучающихся 1-х классов – не более 4 уроков;
- для обучающихся 2-4 классов – не более 5 уроков;
- для обучающихся 5-6 классов – не более 6 уроков;
- для обучающихся 7-11 классов – не более 7 уроков.
Объем домашних заданий (по всем предметам): во II-III классах – 1,5 ч., в IV-V классах – 2 ч., в VI-VIII классах – 2,5 ч., в IX-XI классах – до 3,5 ч.
1.5. Обучение в первых классах осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
- учебные занятия проводятся по пятидневной учебной неделе и только в первую смену;
- использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май – по 4 урока по 45 минут каждый);
- в середине учебного дня организована динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут;
- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
- организованы дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.
Использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии осуществляется следующим образом. В сентябре-октябре четвертый урок проводится в нетрадиционной форме: целевые прогулки, экскурсии, уроки-театрализации, уроки-игры. Содержание нетрадиционных уроков направлено на развитие и совершенствование движения обучающихся. Уроки в нетрадиционной форме распределяются в соответствии с рабочими программами учителей следующим образом: 24 урока физической культуры и 24 урока по другим учебным предметам, в том числе: 4-5 экскурсий по окружающему миру, 3-4 экскурсии по изобразительному искусству, 4-6 нетрадиционных занятий по технологии; 4-5 уроков-театрализаций по музыке, 6-7 уроков-игр и экскурсий по математике (кроме уроков русского языка и литературного чтения).
Продолжительность учебной недели определена образовательной организацией в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10:
В I-XI классах - пятидневная учебная неделя (при соблюдении гигиенических требований к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки).
1.6. В целях реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с образовательной программой образовательной организации осуществляется деление класса на группы, при наполняемости класса 25 и более человек:
- при реализации основных общеобразовательных программ начального общего и основного общего образования при проведении учебных занятий по «Иностранному языку» (II-IX классы), «Технологии» (V-IX классы), а также по «Информатике и ИКТ», «Физике» и «Химии» (во время проведения практических занятий), а также при организации предпрофильной подготовки (IX классе);
- при реализации основных общеобразовательных программ среднего общего образования при проведении учебных занятий по «Иностранному языку», «Технологии», «Физической культуре», а также по «Информатике и ИКТ», «Естествознанию», «Физике» и «Химии» (во время проведения практических занятий.
При составлении учебного плана образовательной организации индивидуальные, групповые занятия учитываются при определении максимально допустимой аудиторной нагрузки обучающихся согласно СанПиН 2.4.2.2821-10.
1.7. При организации обучения в очно-заочной формах учебные планы основаны на требованиях ФГОС начального общего и основного общего образования или ФБУП-2004. Соотношение часов классно-урочной и самостоятельной работы обучающихся определяется «Положением об организации обучения в очно-заочной форме» частного общеобразовательного учреждения «Школа Экспресс».
1.8. В частном общеобразовательном учреждении «Школа Экспресс» Санкт-Петербурга при реализации образовательных программ используются:
- учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253);
- учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию;
- при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 29.04.2015 N 450)
Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета:
- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основных общеобразовательных программ;
- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основных общеобразовательных программ.
1.9. Учебная нагрузка педагогических работников определяется с учетом количества часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».
При определении учебной нагрузки педагогических работников учитывается вся учебная нагрузка, предусмотренная образовательной программой образовательной организации. Нагрузка педагогических работников, ведущих занятия в рамках внеурочной деятельности, при тарификации педагогических работников устанавливается как педагогическая нагрузка по основной должности. Оплата труда педагогических работников, ведущих занятия в рамках внеурочной деятельности, устанавливается с учетом всех коэффициентов конкретного педагогического работника.
2. Начальное общее образование
2.1. Годовой учебный план начального общего образования
(пятидневная учебная неделя)
Предметные области | Учебные предметы | Количество часов в год[1] | Всего | |||
I | II | III | IV | |||
Обязательная часть | ||||||
Русский язык и литературное чтение |
Русский язык | 132 | 136 | 136 | 136 | 540 |
Литературное чтение | 132 | 136 | 136 | 102 | 506 | |
Иностранный язык | Иностранный язык | 68 | 68 | 68 | 204 | |
Математика и информатика |
Математика | 132 | 136 | 136 | 136 | 540 |
Обществознание (Окружающий мир) |
Окружающий мир | 66 | 68 | 68 | 68 | 270 |
Основы религиозных культур и светской этики | Основы религиозных культур и светской этики | - | - | - | 34 | 34 |
Искусство | Музыка | 33 | 34 | 34 | 34 | 135 |
Изобразительное искусство | 33 | 34 | 34 | 34 | 135 | |
Технология | Технология | 33 | 34 | 34 | 34 | 135 |
Физическая культура | Физическая культура | 99 | 102 | 102 | 102 | 405 |
Итого: | 660 | 748 | 748 | 748 | 2904 | |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | 33 | 34 | 34 | 34 | 135 | |
Русский язык | 33 | 34 | 34 | 34 | 135 | |
Итого: | 33 | 34 | 34 | 34 | 135 | |
Всего: | 693 | 782 | 782 | 782 | 3039 | |
Максимально допустимая недельная нагрузка | 693 | 782 | 782 | 782 | 3039 | |
Внеурочная деятельность | до 330 | до 340 | до 340 | до 340 | до 1350 |
2.2. Недельный учебный план начального общего образования
(пятидневная учебная неделя)
Предметные области | Учебные предметы | Количество часов в неделю | Всего | |||
I | II | III | IV | |||
Обязательная часть | ||||||
Русский язык и литературное чтение |
Русский язык | 4 | 4 | 4 | 4 | 16 |
Литературное чтение | 4 | 4 | 4 | 3 | 15 | |
Иностранный язык | Иностранный язык (какой?) | - | 2 | 2 | 2 | 6 |
Математика и информатика |
Математика | 4 | 4 | 4 | 4 | 16 |
Обществознание (Окружающий мир) |
Окружающий мир | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Основы религиозных культур и светской этики | Основы религиозных культур и светской этики | - | - | - | 1 | 1 |
Искусство | Музыка | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Изобразительное искусство | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | |
Технология | Технология | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Физическая культура | Физическая культура | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 |
Итого: | 20 | 22 | 22 | 22 | 86 | |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | ||||||
Русский язык | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | |
Итого: | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | |
Всего: | 21 | 23 | 23 | 23 | 90 | |
Максимально допустимая недельная нагрузка | 21 | 23 | 23 | 23 | 90 | |
Внеурочная деятельность | 10 | 10 | 10 | 10 | 40 |
Основная образовательная программа начального общего образования включает один, учебный план. Учебный план составлен с максимальной нагрузкой для обучающихся.
Часы из части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, использованы: на проведение учебных занятий, обеспечивающих интересы обучающихся – русского языка (в I-IV классах).
В учебный план IV класса включен 1 час в неделю (34 часа в год) на изучение учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ). Выбор модуля «Основы светской этики», изучаемого в рамках учебного предмета ОРКСЭ, осуществлялся родителями (законными представителями) обучающихся. Выбор зафиксирован протоколами родительских собраний (16.05.2016 г. № 9) и письменными заявлениями родителей (законных представителей) обучающихся.
Для выполнения программы по учебному предмету «Физическая культура» заключен договор со спортивным клубом «Fitness House». Клуб «Fitness House» имеет сеть спортивных учреждений во всех районах Санкт-Петербурга, в которых организованы занятия для обучающихся по группам здоровья:
- основная,
- подготовительная
- специальная медицинская (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»).
Количество учебных занятий за 4 учебных года составляет 3039 часов.
Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, в частном общеобразовательном учреждении «Школа Экспресс» Санкт-Петербурга разрабатываются с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.
Формы промежуточной аттестации обучающихся
Формы промежуточной аттестации обучающихся определены локальным актом частного общеобразовательного учреждения «Школа Экспресс» Санкт-Петербурга (приказ директора от 16 мая 2016 г.), разработанного на основании Инструктивно-методического письма Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 25.04.2016 №03-20-1483/16-0-0.
3. Основное общее образование
3.1. Учебный план в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования в частном общеобразовательном учреждении «Школа Экспресс» Санкт-Петербурга реализуется в V-VI классах. В VII-IX классах в соответствии с ФБУП 2004 г.
3.2. Примерный годовой учебный план основного общего образования
Предметные области | Учебные предметы | Количество часов в год[2] | Всего | |
V | VI | |||
Обязательная часть | ||||
Русский язык и литература |
Русский язык | 170 | 204 | 374 |
Литература | 102 | 102 | 204 | |
Иностранные языки | Иностранный язык | 102 | 102 | 204 |
Математика и информатика |
Математика | 170 | 170 | 340 |
Общественно-научные предметы | История | 68 | 68 | 136 |
Обществознание | 34 | 34 | ||
География | 34 | 34 | 68 | |
Естественнонаучные предметы | Биология | 34 | 34 | 68 |
Искусство | Музыка | 34 | 34 | 68 |
Изобразительное искусство | 34 | 34 | 68 | |
Технология | Технология | 68 | 68 | 136 |
Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности |
Физическая культура | 102 | 102 | 204 |
Итого: | 918 | 986 | 1904 | |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений при пятидневной учебной неделе |
68 | 34 | 102 | |
Обществознание | 34 | 34 | ||
История | 34 | 34 | ||
История и культура Санкт-Петербурга | 34 | 34 | ||
Максимально допустимая недельная нагрузка при пятидневной учебной неделе | 986 | 1020 | 2006 | |
Внеурочная деятельность | 350 | 350 | 700 |
Учебный план основного общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС основного общего образования, определяет общий объем нагрузки, включающий объем аудиторной нагрузки и самостоятельной работы обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения). Основная образовательная программа основного общего образования включает два учебных плана. Учебные планы составлены с максимально допустимая недельная нагрузка для обучающихся при пятидневной учебной неделе.
3.3. Примерный недельный учебный план основного общего образования
Предметные области | Учебные предметы | Количество часов в неделю | Всего | ||
V | VI | ||||
Обязательная часть | |||||
Русский язык и литература |
Русский язык | 5 | 6 | 11 | |
Литература | 3 | 3 | 6 | ||
Иностранные языки | Иностранный язык | 3 | 3 | 6 | |
Математика и информатика |
Математика | 5 | 5 | 10 | |
Общественно-научные предметы | История | 2 | 2 | 4 | |
Обществознание | 1 | 1 | |||
География | 1 | 1 | 2 | ||
Естественнонаучные предметы | Биология | 1 | 1 | 2 | |
Искусство | Музыка | 1 | 1 | 2 | |
Изобразительное искусство | 1 | 1 | 2 | ||
Технология | Технология | 2 | 2 | 4 | |
Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности |
Физическая культура | 3 | 3 | 6 | |
Итого: | 27 | 29 | 56 | ||
Часть, формируемая участниками образовательных отношений при пятидневной учебной неделе | |||||
Обществознание | 1 | 1 | |||
История | 0,5 | 1 | |||
История и культура Санкт-Петербурга | 1 | 0,5 | 1 | ||
Итого: | 2 | 1 | 3 | ||
Всего: | 29 | 30 | 59 | ||
Максимально допустимая недельная нагрузка при пятидневной учебной неделе | 29 | 30 | 59 | ||
Внеурочная деятельность | 10 | 10 | 20 | ||
Основы безопасности жизнедеятельности | 1 | 1 | 2 | ||
История и культура Санкт-Петербурга | 0,5 | 1 | |||
Основы духовно-нравственной культуры народов России | 1 | 1 | 2 | ||
Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, в частном общеобразовательном учреждении «Школа Экспресс» Санкт-Петербурга разрабатываются с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.
Количество учебных занятий за 5 лет составляет 5338 часов.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает (и обеспечена учебниками, рекомендуемыми к использованию при реализации в ОУ, имеющих государственную аккредитацию, образовательных программ основного общего образования):
- на изучение предмета «Обществознание» в целях сохранения преемственности при изучении учебного курса в V классе (1 час в неделю);
- на изучение курса «Истории и культуры Санкт-Петербурга» (1 час в неделю) в Vклассе;
- на увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение курса «Истории» (0,5 час в неделю) в VIклассе;
Учитывая сложившиеся традиции петербургского образования на изучение учебного курса «История и культура Санкт-Петербурга» в VI классе отводится 0,5 часа из занятий по внеурочной деятельности образовательной программы частного общеобразовательного учреждения «Школа Экспресс».
Преемственность в обучении учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» предполагает изучение содержания на занятиях по внеурочной деятельности в V-VIклассах.
Изучение учебного предмета «Технология» в V-VI классах выбрано из образовательных потребностей и интересов обучающихся. Изучение учебного предмета «Технология» в частном общеобразовательном учреждении «Школа Экспресс» Санкт-Петербурга организовано по направлению «Технологии ведения дома». Данное направление призвано обеспечивать активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов; формирование и развитие умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности; формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического жизни общества. Количество часов, отведённых на изучение модулей и тем, определяется рабочей программой учителя».
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – предметная область ОДНКНР) в соответствии с ФГОС основного общего образования должна обеспечить, в том числе, знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
Предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ. Предметная область ОДНКНР в частном общеобразовательном учреждении «Школа Экспресс» Санкт-Петербурга реализована через:
- включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания;
- включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность
в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.
Переход на линейную модель изучения истории в частной образовательной организации «Школа «Экспресс» Санкт-Петербурга начинается с VI класса. Изучение курса «История» осуществляется в соответствии с синхронизацией курсов «Всеобщая история» и История России. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает изучение курса истории России. В VI классе (первое полугодие 2 часа в неделю; 3 часа в неделю - второе полугодие).
Для выполнения программы по учебному предмету «Физическая культура» заключен договор со спортивным клубом «Fitness House». Клуб «Fitness House» имеет сеть спортивных учреждений во всех районах Санкт-Петербурга, в которых организованы занятия для обучающихся по группам здоровья:
- основная,
- подготовительная
- специальная медицинская (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»).
Библиотечный фонд частного общеобразовательного учреждения «Школа Экспресс» Санкт-Петербурга при реализации основной образовательной программы основного общего образования укомплектован печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами, дополнительной литературой.
Формы промежуточной аттестации обучающихся
Формы промежуточной аттестации обучающихся определены локальным актом частного общеобразовательного учреждения «Школа Экспресс» Санкт-Петербурга (приказ директора от 16 мая 2016 г.), разработанного на основании Инструктивно-методического письма Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 25.04.2016 №03-20-1483/16-0-0.
3.4. Учебный план на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования, в частном общеобразовательном учреждении «Школа Экспресс» Санкт-Петербурга используется в 2016/2017 учебном году в VII-IX классах.
3.5. Годовой учебный план основного общего образования
Учебные предметы | Количество часов в год[3] | Всего | |||
Федеральный компонент | VII | VIII | IX | ||
Русский язык | 136 | 102 | 68 | 306 | |
Литература | 68 | 68 | 102 | 238 | |
Иностранный язык | 102 | 102 | 102 | 306 | |
Математика | 170 | 170 | 170 | 510 | |
Информатика и ИКТ | 34 | 68 | 102 | ||
История | 68 | 68 | 68 | 204 | |
Обществознание (включая экономику и право) | 34 | 34 | 34 | 102 | |
География | 68 | 68 | 68 | 204 | |
Физика | 68 | 68 | 68 | 204 | |
Химия | 68 | 68 | 136 | ||
Биология | 68 | 68 | 68 | 204 | |
Искусство | Музыка | 34 | 34 | 34 | 136 |
ИЗО | 34 | ||||
Технология | 68 | 34 | 102 | ||
Основы безопасности жизнедеятельности | 34 | 34 | |||
Физическая культура | 102 | 102 | 102 | 306 | |
Итого: | 1020 | 1054 | 1020 | 3094 | |
Региональный компонент и компонент образовательного учреждения при пятидневной учебной неделе | |||||
История | 34 | 34 | |||
Математика | 34 | 34 | |||
История и культура Санкт-Петербурга | 34 | 34 | 68 | ||
Предпрофильная подготовка: элективные курсы, информационная работа, профориентация | 102 | 102 | |||
Итого: | 68 | 68 | 102 | 238 | |
Всего: | 1088 | 1122 | 1122 | 3332 | |
Предельно допустимая учебная нагрузка при пятидневной учебной неделе |
1088 | 1122 | 1122 | 3332 |
3.6. Недельный учебный план основного общего образования
Учебные предметы | Количество часов в неделю | Всего | |||
Федеральный компонент | VII | VIII | IX | ||
Русский язык | 4 | 3 | 2 | 9 | |
Литература | 2 | 2 | 3 | 7 | |
Иностранный язык | 3 | 3 | 3 | 9 | |
Математика | 5 | 5 | 5 | 15 | |
Информатика и ИКТ | 1 | 2 | 3 | ||
История | 2 | 2 | 2 | 6 | |
Обществознание (включая экономику и право) | 1 | 1 | 1 | 3 | |
География | 2 | 2 | 2 | 6 | |
Физика | 2 | 2 | 2 | 6 | |
Химия | 2 | 2 | 4 | ||
Биология | 2 | 2 | 2 | 6 | |
Искусство | Музыка | 1 | 1 | 1 | 4 |
ИЗО | 1 | ||||
Технология | 2 | 1 | 3 | ||
Основы безопасности жизнедеятельности | 1 | ||||
Физическая культура | 3 | 3 | 3 | 9 | |
Итого: | 30 | 31 | 30 | 91 | |
Региональный компонент и компонент образовательного учреждения при пятидневной учебной неделе | |||||
История | 1 | 1 | |||
История и культура Санкт-Петербурга | 1 | 1 | 2 | ||
Математика | 1 | 1 | |||
Предпрофильная подготовка: элективные курсы, информационная работа, профориентация | 3 | 3 | |||
Итого: | 2 | 2 | 3 | 7 | |
Всего: | 32 | 33 | 33 | 98 | |
Предельно допустимая учебная нагрузка при пятидневной учебной неделе |
32 | 33 | 33 | 98 |
Примерный учебный план для VII-IX классов составлен на основе ФБУП-2004.
В ФБУП-2004 устанавливается соотношение между федеральным компонентом, региональным компонентом и компонентом образовательной организации. Федеральный компонент учебного плана определяет количество учебных часов на изучение учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Перечень учебных предметов и минимальное количество учебных часов, отведенное на изучение учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования, полностью соответствуют ФБУП-2004.
Учебный план составлен в соответствии с допустимой учебной нагрузкой
при пятидневной учебной неделе для обучающихся VII-IXклассов и
включает объем аудиторной нагрузки и часы самостоятельной работы обучающихся.
Учебный предмет «Математика» в VII-IX классах реализуется через учебные предметы «Алгебра» и «Геометрия». Часы на изучение этих предметов распределены следующим образом:
Учебные предметы | Количество часов в неделю | Всего | ||
VII | VIII | IX | ||
Алгебра | 3 | 3 | 3 | 9 |
Геометрия | 2 | 2 | 2 | 6 |
Итого | 5 | 5 | 5 | 15 |
Часы, отведенные в VII классе на изучение учебного предмета «Искусство (Музыка и ИЗО)», проводятся отдельно (ИЗО – 1 час, Музыка – 1 час). В VIII-IX классах изучается интегрированный курс «Искусство» (34 часа в год).
Изучение учебного предмета «Технология» в VI-IX классах выбрано из образовательных потребностей и интересов обучающихся. Изучение учебного предмета «Технология» в частном общеобразовательном учреждении «Школа Экспресс» Санкт-Петербурга организовано по направлению «Технологии ведения дома». Данное направление призвано обеспечивать активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов; формирование и развитие умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности; формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического жизни общества. Количество часов, отведённых на изучение модулей и тем, определяется рабочей программой учителя».
В рамках обязательной технологической подготовки обучающихся VIII класса для обучения графической грамоте и элементам графической культуры в рамках учебного предмета «Технология» изучается раздел «Черчение и графика» (в том числе с использованием ИКТ).
Переход на линейную модель изучения истории в частной образовательной организации «Школа «Экспресс» Санкт-Петербурга в VII классе предполагает синхронизировать курсов «Всеобщая история» и История России. Изучение курса «История» осуществляется в качестве обязательного предмета (68/2 - минимум часов в год/часа в неделю) и за счет часов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений (34/1- минимум часов в год/часа в неделю). Итого 102 часа в год.
Для выполнения программы по учебному предмету «Физическая культура» заключен договор со спортивным клубом «Fitness House». Клуб «Fitness House» имеет сеть спортивных учреждений во всех районах Санкт-Петербурга, в которых организованы занятия для обучающихся по группам здоровья:
- основная,
- подготовительная
- специальная медицинская (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»).
На организацию предпрофильной подготовки обучающихся в IX классе отведены часы учебного предмета «Технология» в IX классе и регионального компонента. Предпрофильная подготовка обучающихся реализуется элективными учебными предметами, которые имеют программу (рекомендованную к использованию или авторскую) и обеспечены учебниками и учебными пособиями из указанных в п.1.8 учебного плана.
Система оценивания элективного учебного предмета определяется рабочей программой учителя. При этом балльная система оценивания не используется. В целях подготовки к переходу на ФГОС основного общего образования на элективных учебных предметах апробируются метод оценивания качества знаний - Портфолию.
В 2016-2017 учебном году в ОУ реализуются следующие элективные учебные предметы в 9 классе:
№ п/п |
Название элективного учебного предмета |
Кол- часов |
Учебное пособие (с выходными данными) |
Автор программы/ кем рекомендована к использованию |
|
Тайны общения |
68 |
«Искусство слова» с использованием игровых методик СПб АППО, 2008. |
Ермолаева М.Г. |
2 |
Награды России |
17 |
Элективные курсы по истории: 8–11 классы. – М.: ВАКО, 2010. – 224 с. – (Мастерская историка). |
Дорожкина Н.И.и др.
|
3 |
Ключи к тайнам Клио |
17 |
Элективные курсы по истории: 8–11 классы. – М.: ВАКО, 2010. – 224 с. – (Мастерская историка). |
Дорожкина Н.И. и др.
|
4 |
Математика для каждого |
34 |
Математика. Предпрофильная подготовка, профильное обучение. Элективный курс. Модули, параметры, многочлены. Учебное пособие для 8-9 классов". СМИО Пресс, 2008 |
Смыкалова Е. В. |
5 |
68 |
|||
6
|
Пишем по-английски |
34 |
Современная грамматика английского языка для подготовки к ГИА, - НМР ЦРО г.Самара, 2013. |
Бордовских О.С.
|
7 |
Культура речи |
34 |
ОГЭ. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. Издательство Экзамен, 2015 |
Пахнова Т.М. |
8 |
Решение задач по механике различными методами |
34 |
ЭНМС, предметная секция АППО, 28.03.2014г. |
Виницкая С.А. |
9 |
Основы самообразования |
34 |
ЭНМС, предметная секция АППО, 18.03.2015г. |
Владимирская О.Д. |
10 |
Физика дома |
34 |
Физика. 9 класс. Учебно-практическая книга. ФГОС, Издательство Национальное образование, 2015 |
Пурышева Н.С. |
Часы регионального компонента, учитывая сложившиеся традиции петербургского и преемственность в обучении, используются на изучение учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга» в VII-VIII классах как отдельного учебного предмета.
Изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в VII, IX классах изучаются как модули учебных предметов.
В VIIIклассе час из регионального компонента отводится на изучение учебных предметов «Алгебра» и «Геометрия» (1 час в неделю).
Библиотечный фонд ЧОУ «Школа «Экспресс» укомплектован печатными и электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).
Формы промежуточной аттестации обучающихся
Формы промежуточной аттестации обучающихся определены локальным актом частного общеобразовательного учреждения «Школа Экспресс» Санкт-Петербурга (приказ директора от 16 мая 2016 г.), разработанного на основании Инструктивно-методического письма Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 25.04.2016 №03-20-1483/16-0-0.
4. Среднее общее образование
4.1. Учебный план ЧОУ «Школа Экспресс» Санкт-Петербурга для X-XI классов реализует модель универсального (непрофильного) обучения.
Учебный план для X-XI классов составлен на основе ФБУП-2004 и устанавливает соотношение между федеральным компонентом, региональным компонентом и компонентом образовательной организации. Федеральный компонент учебного плана представляет совокупность базовых общеобразовательных учебных предметов. Базовые общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся.
Учебный план составлен с максимальной нагрузкой для обучающихся и включает объем аудиторной нагрузки, часы самостоятельной работы обучающихся
Региональным компонентом учебного плана является определение дополнительного времени на изучение учебных предметов «Русский язык» и «Физика» для обеспечения интересов обучающихся. Предмет «Русский язык» в X-XI классах (1 час в неделю на каждый класс (год) обучения). Второй час регионального компонента учебного плана используется для изучения предмета «Физика» в X-XI классах (1 час в неделю на каждый класс (год) обучения).
Часы компонента образовательной организации используются для преподавания элективных учебных предметов. Изучение предметов строится на учебниках, рекомендуемых к использованию (п. 1.8 учебного плана). Элективные учебные предметы – обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательной организации. Элективные учебные предметы выполняют следующие функции:
- развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена;
- удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.
На изучение элективных учебных предметов отводится не менее 4 часов в неделю в X-XI классах (272 часа за два года обучения). Для реализации права выбора обучающимся трех-четырех элективных учебных предметов предлагаются следующие варианты:
№ п/п | Название элективного учебного предмета | Количество часов | Учебное пособие (с выходными данными) | Автор программы/ кем рекомендована к использованию |
Математика: избранные вопросы |
68 |
Лукичева Е.Ю., Лоншакова Т.Е. Кафедра физико-математического образования, предметная секция СПб АППО, 25.06.2014г. |
||
Методы решения физических задач |
34 | Рукавицына Е.Т. Кафедра физико-математического образования, предметная секция СПб АППО, 26.06.2014г. | ||
Стилистический практикум по русскому языку | Ермолаева И.Г. Комитет по образованию СПб, президиум РЭС, предметная секция, 20.06.2014г. | |||
Современная грамматика английского языка для подготовки к ЕГЭ | 34 | Бордовских О.С. НМР ЦРО г. Самара, 15.04.2013г. | ||
Письменная речь | 17 | Смирнов А.В. НМР ЦРО г. Самара, 15.04.2013г. | ||
Основы самообразования | 34 | Владимирская О.Д. ЭНМС, предметная секция АППО, 18.03.2015г. |
Система оценивания элективного учебного предмета определяется рабочей программой учителя. При этом балльная система оценивания не используется. В целях подготовки к переходу на ФГОС основного общего образования на элективных учебных предметах апробируются Портфолио как метод оценивания качества знаний.
4.2. Учебный план среднего общего образования
Годовой учебный план среднего общего образования
Федеральный компонент | ||||
Обязательные учебные предметы на базовом уровне | ||||
Инвариантная часть | Учебные предметы | 10 | 11 | Всего |
Русский язык | 34 | 34 | 68 | |
Литература | 102 | 102 | 204 | |
Английский язык | 102 | 102 | 204 | |
Математика | 136 | 136 | 272 | |
История | 68 | 68 | 136 | |
Обществознание (включая экономику и право) | 68 | 68 | 136 | |
Химия | 34 | 34 | 68 | |
Физика | 34 | 34 | 68 | |
Биология | 34 | 34 | 68 | |
Основы безопасности жизнедеятельности | 34 | 34 | 68 | |
Физическая культура | 102 | 102 | 204 | |
Учебные предметы по выбору на базовом или профильном уровнях | ||||
Вариативная часть | Учебные предметы | 10 | 11 | всего |
Обществознание | 34 | 34 | 68 | |
Химия | 34 | 34 | 68 | |
География | 34 | 34 | 68 | |
Информатика и ИКТ | 34 | 34 | 68 | |
Искусство (МХК) | 34 | 34 | 68 | |
Технология | 34 | 34 | 68 | |
Всего: | 952 | 952 | 1904 | |
Региональный компонент | ||||
Физика | 34 | 34 | 68 | |
Русский язык | 34 | 34 | 68 | |
Всего: | 68 | 68 | 2040 | |
Компонент образовательной организации | ||||
Элективные курсы | 136 | 136 | 272 | |
Всего: | 136 | 136 | 272 | |
Итого: | 1156 | 1156 | 2312 | |
Предельно допустимая учебная нагрузка при пятидневной учебной неделе |
1156 | 1156 | 2312 |
Недельный учебный план среднего общего образования
Федеральный компонент | ||||
Обязательные учебные предметы на базовом уровне | ||||
Инвариантная часть | Учебные предметы | 10 | 11 | Всего |
Русский язык | 1 | 1 | 2 | |
Литература | 3 | 3 | 6 | |
Английский язык | 3 | 3 | 6 | |
Математика | 4 | 4 | 8 | |
История | 2 | 2 | 4 | |
Обществознание (включая экономику и право) | 2 | 2 | 4 | |
Химия | 1 | 1 | 2 | |
Физика | 1 | 1 | 2 | |
Биология | 1 | 1 | 2 | |
Основы безопасности жизнедеятельности | 1 | 1 | 2 | |
Физическая культура | 3 | 3 | 6 | |
Учебные предметы по выбору на базовом уровне | ||||
Вариативная часть | Учебные предметы | 10 | 11 | всего |
Обществознание | 1 | 1 | 2 | |
Химия | 1 | 1 | 2 | |
География | 1 | 1 | 2 | |
Информатика и ИКТ | 1 | 1 | 2 | |
Искусство (МХК) | 1 | 1 | 2 | |
Технология | 1 | 1 | 2 | |
Всего: | 28 | 28 | 56 | |
Региональный компонент | ||||
Физика | 1 | 1 | 2 | |
Русский язык | 1 | 1 | 2 | |
Всего: | 30 | 30 | 60 | |
Компонент образовательной организации | ||||
Элективные курсы | 4 | 4 | 8 | |
Всего: | 34 | 34 | 68 | |
Итого: | ||||
Предельно допустимая учебная нагрузка при пятидневной учебной неделе |
34 | 34 | 68 |
Обязательные для изучения учебные курсы «Всеобщая история» и «История России» в учебном плане и в классном журнале записываются под одним общим названием учебного предмета «История», без разделения на отдельные страницы. В аттестат выпускнику выставляется единая отметка по учебному предмету «История».
Часы учебного предмета «Математика» распределены на предметы «Алгебра и начала анализа» (2 часа в неделю) и «Геометрия» (2 часа в неделю).
Интегрированный учебный предмет «Обществознание» (2 часа в неделю) включает разделы «Экономика» и «Право» на базовом уровне.
Естественнонаучные предметы в 10 и 11 классах преподаются отдельными предметами «Физика», «Химия», «Биология» на базовом уровне. На изучении предмета «Химия» и «Биология» отводится по 1 часу в неделю. На изучении учебного предмета «Физика» отводится 2 часа в неделю. Один дополнительный час используется из регионального компонента.
Для реализации учебной нагрузки по «Физической культуре» в распоряжение учащихся предоставлены спортивные залы оздоровительно-образовательного учреждения Санкт-Петербурга с спортивным клубом «Fitness House».
Формы промежуточной аттестации обучающихся
Формы промежуточной аттестации обучающихся определены локальным актом частного общеобразовательного учреждения «Школа Экспресс» Санкт-Петербурга (приказ директора от 16 мая 2016 г.), разработанного на основании Инструктивно-методического письма Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 25.04.2016 №03-20-1483/16-0-0.
[1] Количество часов в год указано из расчета 33 учебных недель в I классе и 34 учебных недель в II-IV классах.
[2] Количество часов в год указано из расчета 34 учебных недель.
[3] Количество часов в год указано из расчета 34 учебных недель.