Наталья Викторовна Блинова
(мама Марины Блиновой, ученицы 9 кл.)
Наш небольшой опыт (4 месяца) самообразования показал, что лучше заниматься одним-двумя предметами в день. Если двумя, то утром - математика или русский язык, во второй половине дня - история, литература, география.
Весь объем материала, который необходимо изучить, делим на разделы и оцениваем приблизительно (по предыдущему опыту), сколько времени понадобится на изучение, раскидываем разделы по месяцам. Исходя из этого, составляем план на месяц – сколько часов, и, соответственно, сколько дней в месяце отвести на каждый предмет. Если, например, по математике, большая, или абсолютно новая тема, можно отвести ей подряд два-три дня, но понять сразу основательно, «прочувствовать». Потом, в конце месяца, проанализировать запланированное и выполненное, и в следующем месяце какому-то предмету, возможно, надо будет уделить побольше времени, а какому-то, напротив, сократить. Сначала, конечно, надо делать это вместе с ребенком, а потом (очень на это надеюсь), будет это делать сам.
В течение дня лучше, если сам ребенок определит для себя время отдыха – отдыхать через определенные промежутки времени или закончив изучение какого-то законченного по смыслу блока (или после каждой правильно решенной задачи) и пр.
Ребенок должен приступать к занятиям хорошо отдохнувшим (выспавшимся) и обязательно с удовольствием. Не ждать получения удовольствия отвыполненной работы, а заранее почувствовать удовольствие от той работы, которую предстоит сделать. Сначала можно даже обыграть это, представить, например, себя учителем, которому надо подготовиться к уроку, а потом объяснить это ученикам (например, маме).
Сел заниматься – по возможности полное внимание и концентрация на предмете, которым занимаешься, не отвлекаться ни на что!
Математика. Обязательно развить в голове «калькулятор» - все математические вычисления должны быть автоматически. Если вычислительный навык недостаточно развит, лучше делать ежедневную «зарядку для ума». Мы пользуемся для этого тетрадями О.В. Узоровой, Е.А.Нефедовой «3000примеров по математике» (бывают толстые тетради - 30000 примеров) из серии «Как научиться быстро считать». Хорошо также поиграть с ребенком по дороге в магазин или в школу – прибавляем 27 (вы говорите – 27, ребенок – 54, вы – 81, ребенок – 108 и т.д. пока не придете), завтра, например, прибавляем 39, а послезавтра умножаем на 3.
Решение задач. Если возникают проблемы с решением задач, попробовать разбирать задачу по одному предложению и в конце каждого предложения в условии задачи ставить вопрос: что из этого можно узнать? К концу задачи ответ становится очевиден. Если нет, разобрать несколько подобных задач вместе с ребенком вслух, чтобы сформировалась программа действий. Если ребенок сам полностью разобрал задачу, попросить его объяснять вам (а также другим членам семьи, включая домашних животных) ее многократно в течение дня пока ребенок будет без запинки, а,главное, с удовольствием рассказывать ход решения задачи. Т.о. можно решить за день одну задачу, но от начала и до конца. Когда сформирована программа действия, достаточно, чтобы ребенок, прочитав задачу, только говорил, что надо делать, порядок решения, не делая дальнейших математических вычислений и записей. Так можно быстро «пройти» несколько подобных задач для закрепления навыка.
Вообще, тот же самый принцип и с любыми другими математическими понятиями, главное, ПОНЯТЬ, прочувствовать. Когда «проходили» проценты, например, считали сколько процентов красных машин на стоянке или сколько процентов мужчин в очереди в магазине, пока не «дошло!», а дальше только тренируемся (с удовольствием!). А если это, например, дроби, пусть ребенок объяснит вам что это такое на торте, на кубиках, на яблоке, на макаронах и т.д. Объясняет – маме, папе, фотографии любимого друга, плюшевому медведю, пока не поймут! Пока объяснял, понял сам, понял - получил удовольствие от проделанной работы, дальше работает с увлечением над закреплением навыка. Увлечение – самый точный показатель качества работы, если интересно, значит, работа сделана очень хорошо.
Тот же принцип и в любом другом предмете.
История. Ни в коем случае ничего не зубрить и не учить наизусть, пользы – ноль, проверено. Ребенок читает параграф, не оставляя без внимания ни одно непонятное слово. Обязательно разбираться тщательно в каждом новом понятии, чтобы оно было действительно понятно. Даже если какое-то слово кажется знакомым, но не до конца понятным, вернуться к пройденному, поискать, что оно означает, понять, и только тогда двигаться дальше. (Сначала, может быть, будет медленно, но потом окупится сторицей!) Читаем внимательно весь текст, разглядывая все иллюстрации, обращаясь, где нужно, к карте и выписывая в тетрадочку значимые даты. В процессе чтения очень полезно тренироваться представлять всё, о чем читаешь, потом значительно легче вспоминается прочитанное. Дальше отвечаем на вопросы в конце параграфа. А затем обязательно пересказываем. Лучше всего собственному отражению в зеркале. Можно по «правилу трех минут» (засекаем ровно три минуты и любой текст, его основные мысли и понятия пересказываем, стараясь уложиться в это время). Потом еще раз пробегаем глазами текст, отмечая, ничего ли важного не упустили.
Донецкий педагог В. Ф. Шаталов учит ребят методу ключевых слов и понятий, т.е. выделять в тексте главное, разбивать его на части, и обозначать часть ключевым, опорным словом, а затем рассказывать, опираясь на получившуюся схему из таких опорных слов. Мы пока не пробовали, но интересно будет поэкспериментировать.
А, вообще, когда мы начинали заниматься дома самостоятельно, у меня возникал вопрос, надо ли заниматься вместе с дочкой вообще, и если надо, то сколько, или пусть занимается самостоятельно? На деле получилось, что надо, и сначала довольно много, потому что, оказывается, учиться-то мы и не умеем! Сначала она просто ждала руководства к действию: какой параграф сегодня выучить, сколько номеров по математике решить и даже, когда можно отдохнуть! Или, едва заглянув в учебник - «Ой, вообще ничего не понятно, мама, объясняй!»Начали вместе составлять планы на неделю, пробовать заниматься с разными интервалами, разными методами (например, просить помощи, если что-то не получается сразу, или пробовать решить самой, пусть пока и неправильно, а потом объяснить почему так). К концу прошлого учебного года появились намеки на самостоятельность, и когда поняла, что, действительно, может САМА, появились проявления инициативы (а давай, я до конца недели только историей буду заниматься, чтобы сдать сразу все до конца, а давай больше эту тему по математике не буду проходить, тут все понятно, начну следующую). В общем, к концу учебного года вместе за уроками уже не сидели, но в конце дня я проверяю всё «наработанное за день», вместе разбираем ошибки, и планируем следующий день. Пока так, будем работать дальше…
Русский язык и литература. Для тренировки грамотности хороши тетради О.В.Узоровой, Е.А.Нефедовой «3000 примеров по русскому языку». Если есть необходимость, можно каждый день заполнять по страничке в тетради. Хорошие рабочие тетради по русскому языку Л.А.Ахременковой «К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором», там много заданий на нахождение орфографических и пунктуационных ошибок в тексте.
Если у ребенка проблемы с грамотностью, необходимо развивать т.н. «орфографическую зоркость» - диктовать ему тексты с четким произношением орфограмм, выделяя голосом трудные для ребенка места правописания, знаки пунктуации. Если все равно есть ошибки, выписать неправильно написанное слово, разобрать его, подчеркнуть орфограмму, написать строчку этого слова. После того, как текст написан абсолютно грамотно, еще раз продиктовать его, теперь без выделения орфограмм голосом, если есть ошибки, опять разобрать, написать еще раз. Пусть текст будет небольшим, главное качественно его отработать. Еще хорошая тренировка грамотности – ребенок сам учит наизусть предложение (как пишутся слова, где ставятся знаки препинания), проговаривает его по слогам, потом мысленно представляет его написание, можно прописать ручкой по воздуху. А потом это предложение пишется многократно в течение 20-30 минут. Затем то же самое с текстом – выучивается текст, отрабатывается каждое предложение, надо научиться переписывать, глядя в текст без ошибок и писать без ошибок под диктовку. Не смотря на то, что многократно пишется одно и то же предложение в течение дня, один и тот же текст в течение месяца, ребенок начинает писать грамотно и другие тексты.
Увеличение объема памяти. Называете любоесуществительное, ребенок повторяет его, добавляя своё, вы повторяете два, добавляя третье. Стараться запомнить максимальное количество слов. Потом то же самое с прилагательными, с глаголами.
Для развития речи обязательно пересказывать, хоть понемногу в день литературные тексты. Хорошо придумывать вместе какие-нибудь интересные истории, вы начинаете, останавливаетесь на каком-то интересном месте, а дальше придумывает ребенок, потом неожиданно останавливается, вы продолжаете, можно играть всей семьей, получается очень даже весело.
Очень хорошо проговаривать как можно больше разных скороговорок. Тренироваться говорить максимально четко проговаривая все звуки и с артикуляцией. На одном дыхании постараться проговаривать скороговорку три раза подряд, постепенно наращивая скорость произношения.
Конечно, здорово учить стихи наизусть, какие нравиться и как можно больше, (а можно попробовать написать самому), а потом устраивать семейные поэтические вечера.
И, конечно, главное во всей этой работе - укрепление у ребенка веры в себя, повышение его самооценки. Хвалите за каждое достижение! Не жалейте добрых слов! Вырабатывайте у ребенка представление о самом себе как о хорошем, умном, добром человеке. Таким он и будет. Обязательно!
Удачи всем!
Наталья Блинова
Комментарии
Надо сказать,что я сама ,как родитель, не имею времени и возможности быть рядом с ребенком и делать с ним уроки,я смогла только организовать и создать условия для этого.Надо сказать,что здесь я преклоняюсь и выражаю такую огромную благодарность всем учителям,которы е учили моего сына -за чуткость,вниман ие,доброжелател ьность,терпение и огромный профессионализм .Надо сказать,что занятия английского языка мой сын посещал 2 раза в неделю, все остальные предметы осваивал на дому.Пришлось расспределить и выстроить в очередность предметы,которы е надо готовить и сдавать.Эта система сама по себе очень организовала моего сына.Ему стало интересно!!!К каждому предмету,к каждому уроку он прорабатывал видео-урок,мог его прослушать несколько раз,затем шел текстовый урок и только потом задания,которые требуется выполнить.Очень быстро он понял,что от него требуется и сам принцип и систему обучения.Это оказалось просто и очень приятно.))Кажды й раз Алеша с радостью бежал к учителям на назначенную встречу- с позитивом,с улыбкой, с радостью.Никогд а такой радости я не видела у моего сына,когда он ходил в обычную школу.Теперь он стал понимать,что образование нужно ему,он сам ставил цель и планировал свои занятия.
Надо сказать,что я очень переживала,что мой сын не справится: ведь ему за 3 месяца( с 1 марта) надо было поднять 3 и 4 четверти полностью , а также русский, биологию и химию,начиная с 1 четверти. К 16 июню все было изучено и сдано.Более того,именно химия стала его любимым предметом,и самым успешным (хотя в школе с 1 четверти Алеше ставили неуд- автоматически.)
Огромная благодарность директору этой школы - Ольге Дмитриевне- что вы создали не только альтернативный метод обучения, но одновременно с этим в вашей школе работают потрясающие учителя, в вашей школе всегда готовы помочь , и в вашей школе аура доброты ,радости и позитива для всех детей.
Мы без сомнения остаемся учиться в вашей школе и ни о какой другой форме обучения мой ребенок не хочет даже слышать.Спасибо Вам,что вы есть!!!!