О. Д. Владимирская, канд. пед. наук,
директор «Школы Экспресс» Санкт-Петербурга
Проблем, которые возникают у учеников при переходе из начальной школы в среднюю, очень много. Перечислять все крайне непродуктивно. Но есть главные вещи, которые очень важно с ребенком обсуждать, а именно то, что будет основой формирования его самостоятельности.
Совет первый. Отношение к учебе и школе
Ребенок должен осознавать, что он идет в школу учиться. Следует напоминать ребенку, что в школе ему никто ничего не должен. Говорите ему: если тебе вдруг что-то становится не понятно, то ты должен точно понимать, ЧТО именно не понятно; твердить же учителю: «Я ничего не понимаю» – совсем неразумно.
Желание родителей в ситуации, когда ребенок заявляет, что ничего не понимает, сразу же нанять репетитора и тем самым якобы решить вопрос, как правило, только усугубит проблему.
Совет второй. Ребенка надо учить задумываться над тем, что он изучает
Родителю целесообразно научиться разбираться в непонятном вместе с ребенком. Не стараться объяснить ему то, что он не понимает, а сообща разобраться в материале.
Говоря взрослым языком, у ребенка есть вся необходимая информация, ее он должен научиться превращать в знания. Знания сами по себе не перекладываются из головы репетитора или родителя в голову ученика.
Ребенок привыкает к тому, что взрослые (учителя, родители, репетиторы) всё тщательно объясняют, указывают на ошибки и сами их исправляют. Это неверный подход, потому что при таком обучении ученик не погружен в проблему, не думает над ней самостоятельно, пытаясь найти решение. Плохо, когда решение предоставляется ребенку словно на блюдечке с голубой каемочкой, когда оно уже готово: учитель (родитель, репетитор) всё написал, всё подсказал, проблема на сегодня как будто бы решена. Но все понимают, что аналогичная ситуация будет возникать снова и снова.
Школа, интернет, дополнительное образование дают разнообразную информацию, а формировать знания надо учиться самому школьнику. При этом в консультации, разъяснении учитель никогда не откажет. Но на консультацию надо идти, уже понимая, в чем твоя учебная проблема. Такова современная модель обучения, следуя которой ребенок будет получать реальный прирост знаний. Это путь к самообразовательной деятельности.
Совет третий. Осваивать основы самообразования
Такая работа включает в себя многое, но начать можно с формирования:
1) Умений по решению проблем, в том числе и бытовых, и коммуникативных.
2) Умений делать выбор не для учителя (родителя), а для самих себя. На первом этапе такой выбор можно формулировать как обдуманный отказ от чего-то, о чём ты имеешь собственное представление.
3) Умения отличать полезные потребности от праздных желаний.
4) Умения с разумной самостоятельностью выбирать одежду по погоде.
5) Умения определяться с собственным хобби.
Двенадцатилетний ребенок должен понимать:
• основы безопасного поведения в интернете;
• на что он тратит время (от простого расписания и режима дня начинать переходить к тайм-менеджменту).
Совет четвертый. О чем и как полезно говорить дома
1) Первый вопрос родителя ребенку должен касаться не того, сделал ли он уроки, а того, накормил ли он, к примеру, любимого кота.
2) О школе ребенка следует спрашивать так, чтобы не получать ответ: «Нормально».
Общайтесь с ребенком в позитивной манере, учите искать положительное во всем, что происходит. Следите за собой на сей счет – вы должны быть примером.
Разрешайте ребенку школьные проблемы решать самостоятельно.
3) Поддерживайте любознательность в разговорах и действиях ребенка. Но не стимулируйте любопытство. Однако можно:
• заранее стимулировать интерес ребенка к тому месту, где вы вместе с ним оказались впервые;
• отвечать на его вопросы об устройстве мира и организации человеческих взаимоотношений.
4) Развивайте любые социальные навыки – они всегда пригодятся в жизни.
5) Не сосредотачивайте общение с ребенком только на выполнении уроков.
Почитайте о социальных навыках – soft skills!
Их важно знать и понимать для формирования взаимоотношений с собственным
ребенком. Какие это навыки?
1. Коммуникативные навыки. Про некоторые из них мы уже написали выше. Это умение договариваться с другими людьми, работать в команде, аргументировать свою
позицию. Сюда же относятся лидерские качества и эмоциональный интеллект – способность понимать чужие чувства и контролировать свои.
2. Навыки самоорганизации. Например, умение эффективно организовать свою работу и грамотно распоряжаться временем.
3. Креативные навыки. Способность незаурядно мыслить сейчас нужна не только дизайнерам и представителям прочих творческих профессий, но и многим другим специалистам, бизнесменам и руководителям. Современный мир чрезвычайно изменчив, поэтому каждый из нас всё чаще сталкивается с нестандартными задачами, которые требуют нешаблонного подхода.
4. Умение работать с информацией. Искать её, анализировать, делать выводы. К этому же ряду относится компьютерная грамотность. Неумение уверенно работать с
компьютером всё чаще воспринимается примерно так, как наши бабушки и дедушки воспринимали неумение читать и писать.
5. Стрессоустойчивость. Серьёзные изменения – это стресс, а когда их много, умение справляться с ними и сохранять работоспособность особенно важно. Без высокой
стрессоустойчивости не получится долго и хорошо выполнять свою работу.
Опубликовано в журнале «Педагогика онлайн», № 1 - 2022.