О. Д. Владимирская
к.п.н., директор НОУ «Экспресс»
Негосударственное образовательное учреждение полного среднего образования «Экспресс» помогает тем, кто хочет окончить школу в форме экстерната.
ТЕЗИСЫ
Получение образования в форме экстерната не всегда было одинаково востребовано обществом. Экстернат никогда не был запрещен, но прибегали к нему крайне редко, только в случае острой необходимости. О том, кто во время учебы сумел сдать экзамены и «перепрыгнуть» через класс пишет Эльдар Рязанов и Лев Дуров. Раньше других закончил школу академик С. Королев, но все это исключения. Системы, которая помогала бы осваивать школьный курс в форме экстерната практически не существовало.
Ситуация изменилась в 1985 году: вышло первое за весь период советской школы положение, в котором были сформулированы понятия экстернат и экстерн, был дан алгоритм подготовки школьников, желающих ускорить время своего обучения в общеобразовательной школе
Период начала девяностых годов прошлого столетия явно показал, что не все дети могут, хотят учиться одинаково. После выхода Закона об образовании в 1991 году, родители стали участниками образовательного процесса, продемонстрировали существование социального заказа на удовлетворение потребностей в этой форме получения образования. Количество людей, которые обращались к экстернату год от года растет. Причем, это не всегда сегодняшние школьники. К услугам экстерната обращаются и те, кто традиционно составляли контингент вечерних сменных школ. Зарождающийся класс обеспеченных людей, желающих обеспечить своим детям домашнее обучение, тоже добавляют желающих пройти итоговую аттестацию в форме экстерната. словом, контингент, обращающийся к этой форме получения образования разнообразен, разнолик и разносторонен.
Подход к организации образовательного процесса, который помогает таким ребятам освоить школьный курс, обеспечивается:
- наличием индивидуального учебного плана, основная доля времени которого отведено самообразованию;
- учебным заведением, которое осуществляет координацию учебы всех экстернов;
- группой учителей, консультантов, которые помогают правильно распределить время, отвечают на возникающие вопросы, словом – регулируют образовательное продвижение учащихся.
Основные позиции этого подхода заявлены в работе Федерального эксперимента[1] «Индивидуальный образовательный маршрут: возможности экстерната». Работа над этим проектом продолжается уже третий год. Распространенное мнение о том, что обучение невозможно без четко организованной системы присуще и учителям и родителям.
«Смирнов и в классе-то ничего не делал, как же он самостоятельно будет учиться, если его не заставлять?!» опыт работы с экстернами свидетельствует о том, что это не всегда так. Большинство экстернов, попадая в совершенно новые для себя условия и получая возможность распоряжаться своим временем, самостоятельно, меняют свое отношение к учебе и образованию.
В основе такого образования не постоянная работа, выполняемая по образцу, а возможность освоить предмет в целом, и оценки ставятся не за каждый шаг экстерна, а за результат, величину и объем которого экстерн определяет самостоятельно и время для освоения он тоже регулирует сам. При освоении учебных дисциплин используется поэтапное изучение предметов. Одномоментно экстерн изучает не более 4-х предметов курса, что дает возможность «погружения» и более рационального использования времени. В этом случае существенно изменяется и роль учителя – он не только и не столько предметник, сколько педагог (координатор). Его задача: направить, подсказать, проверить, а главное, понять в чем затруднения или успешность экстерна и сделать так, чтобы преодолеть затруднения, или развить успешность, помочь реализовать способности или сгладить личное негативное отношение к предмету.
Во время работы именно учитель ориентирует экстерна на сроки завершения шагов (этапов) обучения (контрольные, зачеты, промежуточные тестирования). Первое время экстерны, прислушиваясь к рекомендациям, которые учитель дает другим экстернам говорят: «А вот Вы говорили Иванову, что…». Да, каждому дается свой совет, и с каждым ведется индивидуальная работа, единообразие в подходах отсутствует. О единообразии можно говорить только в том, что каждый экстерн должен предъявлять знания в рамках государственного стандарта «Минимума содержания среднего образования» и в этом смысле требования едины – все должны подтвердить свои знания, но пути, по которым экстерны идут к финалу – итоговой аттестации – разные. Во время подготовки экстерн может не получать промежуточных оценок. Оценит работу можно словесно, не выставляя традиционных «3», «4», «5». Такой вариант почти никогда не устраивает экстернов (особенно их родителей), поэтому экстерны в Маршрутной книжке имеют оценки промежуточной аттестации.
Аттестация по предметам может проводиться:
- по билетам;
- в форе защиты реферата;
- в форме тестирования;
- в форме собеседования (рекомендуется экстернам, имеющим отличные знания по предмету).
НОУ «Экспресс» работает по заявленной программе «Индивидуальное обучение».
Образовательная программа индивидуального обучения предполагает использование разных организационных подходов к подготовке экстернов:
I вариант
Экстерн может готовиться к экзаменам самостоятельно, прибегая к помощи учителей для получения индивидуальных консультаций по отдельным предметам. Самостоятельно пройти промежуточную аттестацию и получить допуск к итоговой аттестации.
II вариант
Экстерн может выбрать модули из групповых консультаций по учебным предметам (группа 6 – 9 человек) по тем дисциплинам, которые вызывают у него наибольшую трудность. Этот вариант подходит тем, кто обучался в специализированных училищах, лицеях, гимназиях, имеет хорошую подготовку, например, по гуманитарным предметам, но нуждается в помощи в освоении предметов естественного и математического циклов.
III вариант
Экстерн может обучаться в особой экстернатной группе, где организована учебная подготовка по всем общеобразовательным дисциплинам. Обучение в этих группах тоже может быть профильным. В случае, если экстерн не справляется с ритмом обучения в группе, срок его обучения продлевается в индивидуальном порядке. Готовясь в группе, экстерны получают промежуточную аттестацию по всем предметам и могут сдавать только пять экзаменов.
IV вариант
Экстерны, обучаясь по одному из предложенных трех вариантов, параллельно получает профессию по системе курсовой подготовки (бухгалтерский учет, секретарское дело и т.п.).
Семилетний опыт работы показывает, что экстернат, как форма получения образования все больше востребована обществом. Разумно построенный образовательный процесс дает возможность выходить на новый уровень взаимоотношений ученика и учителя. Не случайно на вопрос «Посоветовали бы вы своим друзьям обучаться в экстернате?» 94,1% выпускников 2001 года ответили положительно.
К числу достоинств этой формы получения образования относят:
- экономия времени – 44,5%
- возможность работать самостоятельно – 22,2%
Интересно, что главной сложностью самостоятельного обучения экстерны называю причины субъективного характера:
- трудно заставить себя сесть за учебники – 47%
- трудно организовать свое рабочее время – 11,8%
- трудно разбираться в новом учебном материале – 32%
- 38,9% определенно считают, что успех обучения в экстернате зависит от самодисциплины, умения заставить себя заниматься правильно планировать время.
Преподаватели экстерната, выполняя в основном координирующую функцию не несут ответственности за знания экстернов. Порой в экзаменационной комиссии нет знакомых для экстерна преподавателей, но при этом 60% экстернов считают, что их знания были оценены объективно.
И последнее, тот факт, что в экстернате нет учебного процесса в общепринятом смысле этого слова, 95% окончивших школу считают положительным фактором.
[1] НОУ «Экспресс» имеет статус ФЭП 2002 г.