НОУ «Экспресс» оказывает образовательную помощь молодым людям и взрослым на пути получения среднего образования, не посещающим образовательные учреждения. Организация подготовки экстернов направлена на преодоления несоответствия между условиями учебной деятельности, которые задаёт учебная программа и реальными возможностями каждого человека.
Опыт трехлетней работы с таким контингентом наглядно показал необходимость оказания каждому из них индивидуальной помощи. С позиции организации процесса - это индивидуальное сопровождение. Условимся: под индивидуальным сопровождением мы будем понимать организационно- управленческие функции, позволяющие реализовать личностно ориентированное обучение экстернов по установленному стандарту образования.
Наша программа базируется на изучении уровня подготовки контингента, отношения к образованию, опыта информационного взаимодействия, возраста экстернов. Подростки, оставившие школу в текущем году, проходят тестирование по предметам. Проблемы, которые привели их в экстернат, никогда не повторяются, поэтому и маршруты обучения у всех разные.
Анализ образовательных потребностей, отношение к образованию позволил разработать и предложить 3 варианта продвижения:
1. Экстерн готовится к экзаменам самостоятельно, получая учебный материал и согласовывая сроки прохождения аттестации. Не исключается обращение экстерна за индивидуальными разовыми консультациями по отдельным предметам.
2. Экстерн проходит подготовку по отдельным предметам в группах по 5—8 человек. Набор предметов — по желанию; можно выбрать подготовку в группе по нескольким предметам, готовясь к остальным самостоятельно.
3. Экстерн может обучаться в особой группе подготовки по всем обязательным предметам, предусмотренным базисным учебным планом. Если экстерн не справляется с ритмом обучения в группе, срок обучения продлевается в индивидуальном порядке. По учебной подготовке и отношению к образованию условно разделяем экстернов на категории:
- со средней и слабой подготовкой и низкими образовательными запросами, не планирующие после получения аттестата продолжать образование;
- с высокой и средней образовательной подготовкой, желающие продолжить образование в вузах и средних специальных учебных заведениях;
- желающие поступать в престижные вузы; получавшие образование в гимназиях;
- имеющие особые образовательные запросы.
Дистанционное обучение, по определению - это обучение на расстоянии. Актуальность проблемы для экстерната очевидна: дистанционное обучение отвечает требованиям современной жизни, особенно, если учесть не только транспортные расходы, потерю времени и расходы на организацию всей системы очной подготовки экстернов.
НОУ «Экспресс» пытается использовать коммуникационные сети в качестве технологической основы дистанционной подготовки разных социальных групп экстернов. Основой образовательной программы индивидуальной подготовки экстернов являются: поэтапное изучение предметов. Метод позволяет достигнуть хороших результатов, благодаря гибкости учебного процесса и перенесения его в индивидуальный режим дистанционного обучения. Кроме явной экономии времени (поездки) характерного для всех экстернов, особое преимущество получают экстерны имеющие, большой перерыв в учёбе. Они могут наверстать упущенное, отводя на изучение того или иного предмета столько времени, сколько реально для этого необходимо. Стратегическое развитие своей деятельности мы видим в том, чтобы:
- удовлетворить потребности экстернов разных категорий и возрастов (от 14 до 62 лет);
- дать возможность доступа к различным источникам информации;
- обеспечить возможность получения материалов на различных носителях информации и использование её в порядке удобном экстерну;
- работать на перспективу развития экстерната: не пассивно удовлетворять запросы людей, а активно содействовать развитию личности,
- используя возможности Интернет, способствовать повышению общекультурного уровня экстернов;
- формировать у участников образовательного процесса коммуникативные навыки, культуру общения, умение кратко и чётко формулировать свои мысли, терпеливо относиться к мнению собеседника - реально способствовать смене парадигмы образования, - чётко очерчивая приоритет деятельностного обучения.
Стратегическое направление развития подготовки экстернов это - интеллектуальное и нравственное развитие человека, независимо от уровня подготовки по отдельным дисциплинам, на основе вовлечения его в самостоятельную целенаправленную деятельность в различных образовательных областях.