О. Д. Владимирская, к. п. н., директор
НОУ «Экспресс», Санкт-Петербург

НОУ «Экспресс» оказывает образовательную помощь молодым людям и взрослым на пути получения среднего образования, не посещающим образовательные учреждения. Организация подготовки экстернов направлена на преодоления несоответствия между условиями учебной деятельности, которые задаёт учебная программа и реальными возможностями каждого человека.

Опыт пятнадцатилетней работы с таким контингентом наглядно показал необходимость оказания каждому из них индивидуальной помощи. С позиции организации процесса – это индивидуальное сопровождение.

Условимся: под индивидуальным сопровождением мы будем понимать создание таких условий, которые позволяют реализовать личностно ориентированное обучение экстернов по установленному стандарту образования.

Наша программа базируется на изучении уровня подготовки контингента, отношения к образованию, опыта информационного взаимодействия, возраста экстернов. Подростки, оставившие школу в текущем году, проходят тестирование по предметам. Проблемы, которые привели их в экстернат, никогда не повторяются, поэтому и маршруты обучения у всех разные. Анализ образовательных потребностей, отношение к образованию позволил разработать и разные организационные варианты освоения программы. Например:

Экстерн готовится к экзаменам самостоятельно, получая учебный материал и согласовывая сроки прохождения аттестации. Не исключается обращение экстерна за индивидуальными разовыми консультациями по отдельным предметам.

Экстерн проходит подготовку по отдельным предметам в группах по 5–8 человек. Набор предметов – по желанию; можно выбрать подготовку в группе по нескольким предметам, готовясь к остальным самостоятельно.

Экстерн может обучаться в особой группе подготовки по всем обязательным предметам, предусмотренным базисным учебным планом. Если экс­терн не справляется с ритмом обучения в группе, срок обучения продлевается в индивидуальном порядке.

По учебной подготовке и отношению к образованию условно разделяем экстернов на категории:

  • со средней и слабой подготовкой и низкими образовательными запросами, не планирующие после получения аттестата продолжать образование;
  • с высокой и средней образовательной подготовкой, желающие продолжить образование в вузах и средних специальных учебных заведениях;
  • желающие поступать в престижные вузы;
  • получавшие образование в гимназиях;
  • имеющие особые образовательные запросы.

В школе используется программа дистанционной подготвки. Актуальность проблемы для экстерната очевидна: дистанционное обучение отвечает требованиям современной жизни, особенно, если учесть не только транспортные расходы, потерю времени и расходы на организацию всей системы очной подготовки экстернов.

НОУ «Экспресс» пытается использовать коммуникационные сети в качестве технологической основы дистанционной подготовки разных социальных групп экстернов.

Школа работает по образовательной программе «Индивидуальное обучение». Основой образовательной программы индивидуальной подготовки экстернов являются:

− поэтапное изучение предметов. Метод позволяет достигнуть хороших результатов, благодаря гибкости учебного процесса и перенесения его в индивидуальный режим дистанционного обучения. Кроме явной экономии времени (поездки) характерного для всех экстернов, особое преимущество получают экстерны имеющие, большой перерыв в учёбе. Они могут наверстать упущенное, отводя на изучение того или иного предмета столько времени, сколько реально для этого необходимо. Стратегическое развитие своей деятельности мы видим в том, чтобы:

− удовлетворить потребности экстернов разных категорий и возрастов (от 14 до 62 лет);

− дать возможность доступа к различным источникам информации;

− обеспечить возможность получения материалов на различных носителях информации и использование её в порядке удобном экстерну;

− работать на перспективу развития экстерната: не пассивно удовлетворять запросы людей, а активно содействовать развитию личности, используя возможности Интернет, способствовать повышению общекультурного уровня экстернов;

− формировать у участников образовательного процесса коммуникативные навыки, культуру общения, умение кратко и чётко формулировать свои мысли, терпеливо относиться к мнению собеседника;

− способствовать смене отношений «учитель-ученик»;

− обеспечивать приоритет самообразовательной деятельности.

Стратегическое направление развития подготовки экстернов – это интеллектуальное и нравственное развитие человека, независимо от уровня подготовки по отдельным дисциплинам, на основе вовлечения его в самостоятельную целенаправленную деятельность в различных образовательных областях.


Добавить комментарий


Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте

Подписаться на новости школы