О. Д. Владимирская, к. п. н., директор
НОУ «Экспресс», Санкт-Петербург
НОУ «Экспресс» оказывает образовательную помощь молодым людям и взрослым на пути получения среднего образования, не посещающим образовательные учреждения. Организация подготовки экстернов направлена на преодоления несоответствия между условиями учебной деятельности, которые задаёт учебная программа и реальными возможностями каждого человека.
Опыт пятнадцатилетней работы с таким контингентом наглядно показал необходимость оказания каждому из них индивидуальной помощи. С позиции организации процесса – это индивидуальное сопровождение.
Условимся: под индивидуальным сопровождением мы будем понимать создание таких условий, которые позволяют реализовать личностно ориентированное обучение экстернов по установленному стандарту образования.
Наша программа базируется на изучении уровня подготовки контингента, отношения к образованию, опыта информационного взаимодействия, возраста экстернов. Подростки, оставившие школу в текущем году, проходят тестирование по предметам. Проблемы, которые привели их в экстернат, никогда не повторяются, поэтому и маршруты обучения у всех разные. Анализ образовательных потребностей, отношение к образованию позволил разработать и разные организационные варианты освоения программы. Например:
Экстерн готовится к экзаменам самостоятельно, получая учебный материал и согласовывая сроки прохождения аттестации. Не исключается обращение экстерна за индивидуальными разовыми консультациями по отдельным предметам.
Экстерн проходит подготовку по отдельным предметам в группах по 5–8 человек. Набор предметов – по желанию; можно выбрать подготовку в группе по нескольким предметам, готовясь к остальным самостоятельно.
Экстерн может обучаться в особой группе подготовки по всем обязательным предметам, предусмотренным базисным учебным планом. Если экстерн не справляется с ритмом обучения в группе, срок обучения продлевается в индивидуальном порядке.
По учебной подготовке и отношению к образованию условно разделяем экстернов на категории:
- со средней и слабой подготовкой и низкими образовательными запросами, не планирующие после получения аттестата продолжать образование;
- с высокой и средней образовательной подготовкой, желающие продолжить образование в вузах и средних специальных учебных заведениях;
- желающие поступать в престижные вузы;
- получавшие образование в гимназиях;
- имеющие особые образовательные запросы.
В школе используется программа дистанционной подготвки. Актуальность проблемы для экстерната очевидна: дистанционное обучение отвечает требованиям современной жизни, особенно, если учесть не только транспортные расходы, потерю времени и расходы на организацию всей системы очной подготовки экстернов.
НОУ «Экспресс» пытается использовать коммуникационные сети в качестве технологической основы дистанционной подготовки разных социальных групп экстернов.
Школа работает по образовательной программе «Индивидуальное обучение». Основой образовательной программы индивидуальной подготовки экстернов являются:
− поэтапное изучение предметов. Метод позволяет достигнуть хороших результатов, благодаря гибкости учебного процесса и перенесения его в индивидуальный режим дистанционного обучения. Кроме явной экономии времени (поездки) характерного для всех экстернов, особое преимущество получают экстерны имеющие, большой перерыв в учёбе. Они могут наверстать упущенное, отводя на изучение того или иного предмета столько времени, сколько реально для этого необходимо. Стратегическое развитие своей деятельности мы видим в том, чтобы:
− удовлетворить потребности экстернов разных категорий и возрастов (от 14 до 62 лет);
− дать возможность доступа к различным источникам информации;
− обеспечить возможность получения материалов на различных носителях информации и использование её в порядке удобном экстерну;
− работать на перспективу развития экстерната: не пассивно удовлетворять запросы людей, а активно содействовать развитию личности, используя возможности Интернет, способствовать повышению общекультурного уровня экстернов;
− формировать у участников образовательного процесса коммуникативные навыки, культуру общения, умение кратко и чётко формулировать свои мысли, терпеливо относиться к мнению собеседника;
− способствовать смене отношений «учитель-ученик»;
− обеспечивать приоритет самообразовательной деятельности.
Стратегическое направление развития подготовки экстернов – это интеллектуальное и нравственное развитие человека, независимо от уровня подготовки по отдельным дисциплинам, на основе вовлечения его в самостоятельную целенаправленную деятельность в различных образовательных областях.