au1Алевтина Уткина,
артистка балета, студентка Санкт-Петербургского
государственного института культуры,
выпускница «Школы Экспресс» Санкт-Петербурга 2020 года

– Уважаемая Алевтина, хочется посвятить наш сегодняшний разговор эстетическому воспитанию детей – через хореографию, через искусство танца. А также познакомить старшеклассников, их родителей и педагогов с удивительной профессией – артиста балета и, кроме того, педагога-хореографа. Я думаю, многим будет любопытен Ваш творческий опыт. Я увидел Ваш статус на странице одной из социальных сетей, по сути, – жизненное кредо: «Танцую, чтобы быть счастливой». А с какого возраста Вы начали танцевать? Что Вас на это вдохновило? Когда стали заниматься танцем систематически, с преподавателем? Что это была за первая студия, где Вы начали заниматься хореографией?

 

– Я начала танцевать с 4-х лет. Как бы банально и по-детски это не звучало, на это меня вдохновил один из мультфильмов серии Barbie, а именно анимационный фильм «Барби и 12 танцующих принцесс», который был снят по мотивам сказки братьев Гримм «Двенадцать танцующих принцесс». Систематически искусством танца я начала заниматься с 11 лет, когда готовилась на отборочные этапы для поступления в такие балетные училища, как Академия Русского балета им. Вагановой и Академия танца Бориса Эйфмана. Первая студия, в которой я начала заниматься хореографией была балетная студия при Доме детского творчества «Фонтанка 32».

 

– Как и где в дальнейшем проходили Ваши занятия хореографией? Вы же, насколько я знаю, учились в том числе и в Академии танца Бориса Эйфмана и других образовательных учреждениях. Расскажите, пожалуйста, о специфике образовательного процесса в этих специальных учебных заведениях, о трудностях и радостях такой учебы.

– Да, мой путь начался с Академии Эйфмана, после чего я продолжила своё обучение в балетной школе Владислава Курамшина, далее я поступила в Таллиннское хореографическое училище. Также я училась в Ленинградском областном колледже культуры и искусств на кафедре хореографии. Закончила общеобразовательную «Школу Экспресс» Санкт-Петербурга и после сдачи ЕГЭ поступила в Санкт-Петербургский государственный институт культуры на кафедру хореографии. Я могу с уверенностью сказать, что обучение в балетном училище – это тяжело, требует много сил, как физических, так и моральных. Также это, безусловно, строгий режим и невероятная загруженность, но в нашем деле важна любовь к танцу, потому как, если её нет, то такие нагрузки не выдержишь. Процесс должен доставлять радость, ну и, конечно, не могут не радовать выступления на сцене, овации зрителей, их внимание, те трепетные моменты перед спектаклем, это подобно предвкушению праздника. Как говорится, тяжело в учении, легко в бою.

– Среднее общее образование Вы получили в «Школе Экспресс Санкт-Петербурга». Насколько рационален был Ваш выбор в пользу этой школы, помогла ли система индивидуального образовательного маршрута, принятая в «Школе Экспресс», продолжать занятия хореографией на профессиональном уровне?

– Я оказывалась во многих сложных ситуациях, были и травмы, и тяжёлые периоды, опускались руки, но именно благодаря этой школе я смогла продолжить борьбу за своё
место в хореографии. Были моменты, когда я вынужденно уходила из хореографического училища из-за травм и, если бы тогда я не смогла учиться в «Школе Экспресс»,
за что я хочу выразить отдельную благодарность директору школы Ольге Дмитриевне Владимирской, самой школе и моим родителям, кто меня поддерживал, то я не знаю,
училась ли бы я сейчас в Институте культуры и продолжила ли бы свой путь в балете, чему я посвятила большую часть своей жизни.

au2

– Какими, на Ваш взгляд, качествами должен обладать будущий артист балета – видимо, особыми физиологическими и даже анатомическими, но, вероятно, и волевыми, и определенным характером, и определенной эмоциональностью, и невероятным трудолюбием?

– Артист балета, безусловно, должен обладать многими физическими данными, такими как «балетный шаг», «растяжка», «гибкость», «пластичность» и «координация», но если от природы человек не обладает всем этим, то, чтобы развить такие качества, нужно иметь сильный духовный стержень, выносливость и волевой характер, нужно не просто любить то, чем ты занимаешься – это становится твоим образом жизни.

– Как рано Вы начали принимать участие в тех или иных концертных программах, выступлениях?

– Выступать я начала буквально с 5-6 лет, а уже принимать участие в конкурсах и спектаклях я начала с 13-14 лет.

– Какие на сегодняшний день самые Ваши любимые танцевальные партии, номера, с которыми Вы порой выступаете? И почему именно они?

– Мои любимые партии, с которыми я выступаю, это Жизель и Спящая красавица, это также Эсмеральда и Одетта, Одиллия из балета «Лебединое озеро», также Раймонда и вариации из балета «Пахита». В каждой из них я вижу определённые, связанные со мной детали, и, конечно, мне нравятся сами эти образы, их эмоциональность и музыка из этих балетов.

– А как строится типичный день юного артиста\артистки балета (например, в Вашем случае) – сколько часов в день нужно проводить у станка, как питаться, в какое время ложиться спать? От чего отказываться? А ведь надо еще время уделять и другим вузовским предметам.

– Как правило, стандартный, день артиста балета начинается в 10:00 с утреннего урока классического танца, это подобно утренней зарядке, который длится 1,5-2 часа – для
поддержания тела в форме, и затем проходят репетиции в театре, вечером же – спектакли. Но пока я ещё учусь, и мой распорядок дня выглядит немного иначе. Занятия
начинаются в 8-10 утра, ежедневно пары у нас разные, но почти весь день мы танцуем.

Например, во вторник я встаю на урок по современному танцу к 8:30, предварительно легко позавтракав, ничего тяжёлого лучше не есть перед занятиями, иногда хватает
даже чашки кофе, затем проходит предмет «Мастерство хореографа», где я ставлю и придумываю собственные танцы, номера и постановки, далее у меня начинается урок
классического танца, где мы также, как и все другие танцоры в театре, работаем над физическими возможностями. После классического танца я иду на «Народно-сценический танец», или как его ещё называют – характерный танец. И далее у меня – лекция по «Руководству хореографическим коллективом», где нам рассказывают все нюансы преподавания. В перерывах между парами, если успеваешь, можно что-то перекусить или выпить. И когда заканчиваются занятия, я ужинаю, иногда могу позволить себе сделать приём пищи более плотным, так как устаю и не всегда успеваю что-то съесть днём или утром. Спать лечь необходимо не позднее 23:00, так как на следующий день нужны силы.

– Какими качествами должен обладать педагог-хореограф? Важно ли, чтобы хореограф, хореограф-репетитор хорошо, выразительно показывал то или иное движение, или педагогу достаточно и слова?

– Преподаватель хореографии должен обладать такими качествами, как терпение, внимательность, ум, чувство юмора, любовь к ученикам, заинтересованность в их успехах. Педагог балета, разумеется, должен понятно показывать движения ученикам, если он это делает, но иногда достаточно и слов. Определённой выразительности или эмоциональной окраски, как мы можем наблюдать у артиста балета в танце, у педагога может не быть. Как правило, если педагог хочет объяснить эмоциональный характер роли, он делает это словесно.

– Был ли у Вас или есть любимый педагог по танцу? Чем он замечателен как педагог? Что бы Вы хотели у него перенять для Вашей дальнейшей профессиональной карьеры?

– Мои любимые педагоги – Людмила Владимировна Кудряшова, Ольга Вениаминовна Мухортова и Людмила Валентиновна Ковалёва. Величайшие профессора балета, они
очень внимательно и чутко относятся к своим ученикам. Те люди, которые могут создать балерину даже из самых неспособных учеников. Люди, имеющие огромный и
ценный багаж опыта, знаний в балете, а также имеющие большое терпение и индивидуальный, рациональный, продуманный подход к каждому ученику, который так необходим в педагогической деятельности, на мой взгляд. Все эти качества я бы очень хотела перенять у этих людей, потому что я восхищаюсь их умением преподавать и находить общий язык почти с каждым учеником.

au3– Нужна ли при постановке танца, изучении той или иной партии какая-то внетанцевальная подготовка, некий эмоциональный и общекультурный настрой – через специальную литературу, иные средства?

– Безусловно, как при постановке, так и при исполнении любой партии обязательна внетанцевальная подготовка – это, в первую очередь, литература, то, на чём многие сюжеты балетов основываются. Также, я думаю, что балерина должна быть образована и культурно развита в целом, ведь балерина и преподаватель балета в том числе являются представителями культуры и искусства танца, а это подразумевает начитанность, знания музыки и композиторов, знания художников и писателей, знания актёрского мастерства и даже анатомии. Если балерина не имеет никаких знаний, она красивая снаружи, но пустая внутри, что также может означать, что она не демонстрирует на сцене никакой эмоциональной окраски, характера, выразительности или, как это ещё называют – «души в танце». Она не может рассказать своей мимикой, пантомимой, выражением лица, движениями какую-то определённую историю, проживая её всей душой.

– Нужно ли в детских садах и школах шире практиковать занятия хореографией для всех детей (быть может, отводить специальные часы в рамках уроков по физической подготовке), и какие это должны быть танцы, какими должны быть танцевальные занятия, на что они должны быть направлены в первую очередь?

– С моей точки зрения это было бы полезно. Думаю, это должны быть такие танцевальные занятия, которые будут развивать координацию, равновесие, ловкость, выносливость, подвижность суставов, эластичность мышц, возможно, музыкальный слух. Это могло бы быть хорошей альтернативой урокам физкультуры, возможно, даже более приятной для кого-то.

– Можно ли говорить о таком понятии как «умный танец»? Мне один оперный певец говорил, что есть, например, понятие «умный голос». А можно ли так говорить о
танцевальном движении – «умное» движение?

– Полагаю, да. Ведь, по сути, в каждом балете каждое движение продуманно: например, на сколько градусов поднимется нога, как красиво, правильно и одновременно выразительно сделать то или иное движение, каким образом грамотно рассчитать расстояние от партнёра, чтобы не задеть его или не покалечить себя. Всё рассчитано, поэтому я могу сказать, что и спектакли, и репетиции, и уроки классического танца в зале – это «умный» балет, все движения продуманны и сделаны с какой-то определённой целью, а значит это – «умные» движения.

– Осмысляет ли каким-то особенным образом танцовщик/танцовщица музыкальную основу того или иного танца, его музыкальное сопровождение? В какой музыке в
танце Вы чувствуете себя по-особенному органично?

– Скажу даже больше, танцовщик при обучении в хореографическом училище получает базовое музыкальное образование. Это сольфеджио, знание нот и тактов, игра на пианино и знание классических музыкальных композиций. Поэтому при исполнении каждая музыка подобрана под каждую вариацию, и танцовщик, как правило, хорошо понимает автора музыки. Балетмейстер и педагог при постановке танца также могут выбирать музыку, и, конечно, чтобы это делать, нужно разбираться музыке. Например, у
педагога-хореографа могут быть определённые задания при постановке танца или этюда, связанные с музыкой. Могут попросить сделать этюд на то или иное количество
тактов или подобрать музыку в определённом характере. Мне нравится танцевать под музыку Фредерика Шопена, Антонио Вивальди, Alan Walker, Ludovico Einaudi, Alexis
Ffrench и Lindsey Stirling.

– На Ваш взгляд, устаревает ли в какой-то мере классический балет? Приемлемы ли для классического балетного репертуара какие-либо серьезные изменения – не только режиссерские, но и касающиеся самой хореографии?

– Так как классический балет является основой всех танцев, то, как и, например, классическая музыка, картины, литература, он не может устаревать. Эта необходимая база для каждого танцовщика, которая задаёт постановку корпуса, ног и рук, готовит его к любым, даже самым неформальным танцам и таким видам спорта, как художественная
гимнастика и фигурное катание. В сценарии балетного спектакля приемлемы изменения так же, как и в самой хореографии. Каждый балетмейстер имеет собственный индивидуальный стиль и может изменить хореографию «под себя», но этим может заниматься только балетмейстер, а не исполнитель.

– Как Вы относитесь к современной хореографии, к балетным спектаклям на основе современной хореографии? Леонид Якобсон в свое время тоже был одним из революционеров в танце. Какие современные хореографы-новаторы Вам нравятся (как отечественные, так и зарубежные), какие из последних современных балетных спектаклей пришлись Вам по душе?

– Мне нравится современная хореография и балетные спектакли на её основе, она нестандартна, интересна, имеет возможность выходить за рамки. Я люблю смотреть на хореографию Бориса Эйфмана, она имеет глубокий подтекст и часто основывается на литературных произведениях, таких как «Анна Каренина», «Онегин» и др. Также мне нравятся постановки Начо Дуато, они отличаются сочетанием стиля классики и современности, интересными костюмами и довольно гармоничными движениями в танце, которые имеют одновременно строгие классические каноны и живые человеческие жесты.

– Нравится ли Вам, как танцовщице, народный танец (и русский народный, и других стран), и чем он может быть полезен в работе современного артиста балета и хореографа?

– Народный и характерный танец имеет большую страсть и пылкость, мне нравится его определённая выразительность и то, как по-иному можно координировать движения этого танца. В работе современного артиста балета народный и характерный танец полезны, поскольку танцовщик может исполнять их в таких партиях, как «Русский танец» из балета «Лебединое озеро» или «Трепак» из балета «Щелкунчик». А также народный танец может быть полезен артисту балета в качестве развития координации. Хореографу характерный и народный танец будет полезен при постановке подобного стиля танцев.

– Есть ли у Вас любимые исполнители, с которых Вам бы хотелось брать пример? И чем они хороши с профессиональной точки зрения?

– Я восхищаюсь творчеством Светланы Захаровой, Дианы Вишнёвой, Ульяны Лопаткиной, Алины Сомовой, Оксаны Скорик, Марии Хоревой. Это балерины с поразительными физическими данными, которые невероятно и «с душой» танцуют на сцене Большого, Мариинского, Михайловского театров. Но всё же я всегда основывалась на том, что у меня свой путь, и я стремлюсь быть лучше самой себя, а не стремиться равняться на кого-то.

– Насколько и как сейчас обогащается сама палитра танцевальных движений, пластики? Можно ли сказать, что вот такого рода танцевальные движения сейчас понастоящему современны, а такие вот – уже архаичны?

– Я предполагаю, что разнообразие движений обогащается постоянно, а техника танца со временем набирает обороты, возможности танцовщиков увеличиваются, а каноны «балетной красоты» расширяют свои рамки. Не думаю, что движения могут становиться архаичными или, напротив, современными. Стиль танца и его движения лишь
могут набирать популярность, не более.

– Над чем Вы сейчас работаете (даже в рамках Вашей образовательной деятельности в Институте культуры) как артистка балета, а, быть может, и в иных проектах?

– Сейчас я работаю над развитием физических возможностей, координации, музыкального слуха, умения поставить какой-то танцевальный номер и передать балетный образ. Также я готовлюсь к участиям в танцевальных конкурсах и концертах. Кроме того, я участвую в модельных съёмках, балетных фотосъёмках, принимаю участие в съёмках для рекламы, фильмов и периодически сотрудничаю с брендами спортивной, балетной и обычной одежды в качестве модели.

– Рассматриваете ли Вы себя в качестве педагога-хореографа в будущем? Охотно ли Вы бы занялись этой профессией? Любите ли Вы учить других людей танцу, чувствуете ли в себе педагогические наклонности?

– В будущем я бы хотела преподавать хореографию и передавать опыт, знания своим ученикам. Мне нравится пробовать себя в разных сферах деятельности, как в исполнительстве, так и в педагогике.

– Что Вас увлекает помимо танца – в искусстве, быть может, в общественной жизни, спорте?

– Помимо танца мне нравится искусство живописи и фотоискусство, я люблю посещать выставки, театры, музеи и креативные арт-пространства. Также меня увлекает литература, психология, путешествия, дизайн, актёрское мастерство, моделинг, кулинария, плавание и художественная гимнастика, мода, изучение иностранных языков и нутрициология.

– Благодарим Вас, Алевтина! Успехов Вам!

Беседовал: Анатолий Бузулукский, заместитель главного редактора журнала
«Педагогика онлайн», член Союза писателей России

Журнал «Педагогика онлайн», № 2 – 2022


Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте

Подписаться на новости школы