Положение о выпускной экзаменационной работе
Положение о выпускной экзаменационной работе
Защита выпускной экзаменационной работы выпускниками школы перед членами экзаменационной комиссии рассматривается как одна из приоритетных форм организации экзамена.
Выпускная работа может быть написана по одной или двум предметам из области программы, реализуемой в школе.
Публичная защита выпускной работы дает основание для получения экзаменационных оценок, соответственно – по одному или двум предметам.
Темы и предметные области выпускных экзаменационных работ определяется обучающимися самостоятельно и утверждаются решением педагогического совета.
Основные требования к выпускной экзаменационной работе:
· Автор выпускной экзаменационной работы должен продемонстрировать достижение им уровня мировоззренческой, общекультурной компетентности;
· Уровень знаний, умений, способ действий в предметной области защищаемой работы должен полностью соответствовать требованиям, сформулированных в положении об устных экзаменах по предмету;
· Работа предполагает демонстрацию выпускником достижений в области:
1. целостных знаний:
· о реальном мире (природе, обществе, человеке), о существующих в нем наиболее значимых связях и зависимостях, объективных закономерностях, проблемах;
· о ведущих мировоззренческих теориях и фиксации, трансляции в устной и письменной форме;
· о концепциях, определяющих развитие профильных научных областей;
· о сущности методологии познания;
· о сущности и природе творчества.
2. умений:
· проявлять оценочные знания, выражающие ценностную ориентацию личности и гуманистические нормы отношений;
· изучать теоретические работы, имеющие значение первоисточника для профильной области знания;
· использовать различные методы исследования;
· применять различные приемы творческой деятельности;
· воздействовать с другими людьми в процессе решения задач (проблем) разных видов.
Выпускная работа должна демонстрировать соответствующее образовательному стандарту знания и умения в области конкретного предмета, способность фиксировать межпредметные связи и перенос знаний и умений; умений проектировать и реализовать исследовательскую работу; умение работать с первоисточниками; способность к систематизации и структурированию полученного материала; умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения, давать самооценку.
Порядок экспертизы и защиты работы
Работа сдается руководителю не позже чем за 1 месяц до срока защиты. Руководитель готовит рецензию на работу, решает вопрос о допуске ее к защите. Окончательное решение о допуске принимает педагогический совет.
В случае допуска к защите педагогический совет назначает рецензента по работе их числа педагогов школы.
Рецензент готовит письменный отзыв о работе, характеризуя ее а соответствии с проявленным уровнем социальной компетентности. Письменный отзыв должен предлагать оценку за работу (5-ти бальная система).
Защита предполагает следующую процедуру:
1. Изложение автором работы ее существа (ученик готовит краткий текст реферата по работе, в котором должен быть изложен основной замысел, ход работы, основные полученные результаты).
2. Ответ автора на вопросы членов комиссии (Вопросы задаются в рамках образовательного стандарта – социальной компетентности и должны быть связаны с обсуждаемой работой).
3. Выступление руководителя с характеристикой автора – как исследователя.
4. Выступление или зачтение отзыва рецензентов.
5. Принятие решения комиссии о фактической (5-ти бальной) оценке и качественной характеристики работы.
Основаниями для оценки будут выступать:
· умение экзаменуемого изложить основное содержание работы (культура устного изложения и письменного оформления);
· знания и умения, проявленные во время ответов на вопросы (особое внимание обращается, в том числе, на умение вести дискуссию по проблеме);
· оценки рецензентов;
· суждения руководителя, членов комиссии о работе и ходе защиты.
После защиты работы передаются в библиотечный фонд школы как дополнительные источники информации научно-исследовательского творчества.
Рекомендации по подготовке и оформлению выпускной работы:
1. Титульный лист должен содержать наименование учреждения, в котором выполнена работа, полное название, Фамилию Имя Отчество автора, Фамилию Имя Отчество руководителя, год написания, город.
2. В работе в обязательном порядке должно быть представлено оглавление, список использованной литературы (по стандартным требованиям с указанием издательства, города, года, общего числа страниц).
3. В работе должно быть введение, в котором отражены цели и задачи работы, основной замысел, методы и гипотеза (для исследовательских работ).
4. Каждый раздел (глава, параграф) работы должны начинаться с формулировки задачи, на решение которой он направлен, и заканчиваться – формулировкой выводов по задаче.
5. В работе должно быть представлено заключение, в котором сформулированы основные выводы по всей работе в целом
( согласованные с целями и задачами).
6. Цитирование в работе должно проводиться по нормам этики современных письменных работ (с обязательной ссылкой на страницу и номер источника по библиографии).
7.Работа должна быть напечатана или написана разборчивым почерком.
Примерные темы выпускных экзаменационных работ:
Физика – информатика
1. Компьютерная модель движения заряженной частицы.
2 .Компьютерная модель деформации твердого тела.
3. Компьютерная модель решения задач по законам сохранения импульса в динамике с переменными параметрами.
4. Физические основы работы электронно-вычислительной техники.
Биология – химия
1.Окружающая среда и научные основы ее охраны.
2.Продукты питания: энергетика живого организма.
3. Химический мониторинг: яды и лекарства в организме человека.
История - экономика
1. Аграрная реформа П.А. Столыпина и проблемы современной российской деревни.
2. Финансовая реформа С.Ю. Витте и проблема формирования финансового капитала в современной России.
3. Золотой век российского капитализма. 1913 год
4. Государственная защита российской экономики в 19 веке и проблематика модели современного экономического развития.
Порядок проведения экзамена по защите выпускных работ
1. Председатель экзаменационной комиссии объявляет о начале защиты:
· называет Фамилию, Имя ученика;
· тему работы;
· ФИО руководителя, консультанта и рецензента.
2. Ассистент председателя раздает членам комиссии выпускные работы.
3. Слово предоставляется защищающемуся. Выпускник выступает не более 10 минут. В своем выступлении:
· приветствует экзаменационную комиссию, экспертов, гостей и участников экзамена;
· называет тему и цель работы;
· характеризует содержание;
· дает анализ использованной литературы;
· в завершение доклада делает выводы;
· благодарит за внимание.
4. После окончания выступления председатель предлагает экзаменаторам и всем присутствующим задавать вопросы.
5. Председатель дает слово руководителю работы.
6. Руководитель в своем отзыве говорит о достоинствах работы, характеризует степень самостоятельности и исследовательские умения учащегося.
7. Председатель спрашивает – имеются ли вопросы к руководителю.
8. Председатель предоставляет слово рецензенту. Если рецензент отсутствует, председатель зачитывает письменный отзыв рецензента.
9. Председатель задает вопрос участникам экзамена (в зал) – имеются ли какие-нибудь вопросы или замечания по защите.
10. Председатель объявляет защиту работы учащегося (Ф.И.) завершенной.
Правила оформления рецензии на выпускную работу
В рецензии на выпускную экзаменационную работу учащегося 11 класса рекомендуется отразить следующие моменты:
1. Актуальность темы исследования.
2.Оценка новизны и самостоятельности исследования, в том числе самостоятельности оценки и суждений.
3.Оценка способов и методов работы с материалом; умение работать с исследованиями, критической литературой, систематизировать и структурировать материал, умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме).
4. Оценка использованной литературы:
· привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования;
· привлечены ли современные работы по теме (в т.ч. журнальные публикации последних лет, в ряде тем последние статистические данные, сводки, справки и т.д.);
· привлечены ли словари и справочники;
· насколько верно оформлены ссылки на использованную литературу.
5. Как была проведена работа с фактическим материалом:
· приемы и методы работы с художественным текстом (глубина и верность анализа);
Примечание. Графики, рисунки, таблицы, схемы могут быть включены в основной текст работы или вынесены в специальное приложение.
6. Оценка заключения и выводов.
7. Оценка работы в целом, наиболее важно оценить: носит ли работа реферативный характер или является исследованием на базе работ и статей современных ученых с опорой на собственный анализ.
8. Оценка грамотности и культуры изложения, в том числе орфографической, стилистической, пунктуационной, владение терминологией, уровень оформления работы.
9. Уровень межпредметных связей.
10. Собственные находки автора работы, не описанные ранее в каких-либо работах.
11. Элементы художественной речи и другие творческие моменты.
Руководитель и консультант могут также указать :
· обращался ли учащийся к этой теме ранее: письменные работы, творческие работы, олимпиадные работы и пр.
· как выпускник вел работу (план, промежуточные этапы, доработка и переработка написанного или отсутствие четкого плана, отказ от рекомендаций руководителя).
Рецензент должен не только определить оценку, но и четко сформулировать замечания и вопросы (с ссылкой на конкретные страницы), на фактические данные, которые не учел автор.
Рецензент сообщает замечания и вопросы за несколько дней до защиты.
Экзаменационная комиссия может оценить насколько хорошо подготовил выпускник свои ответы рецензенту.
Памятка защищающемуся
Рекомендуем Вам придерживаться следующего порядка выступления:
1. Обращение-приветствие членам экзаменационной комиссии, гостям и участникам экзамена.
2. Тема работы.
3. Цель работы с обоснованием причины выбора темы.
4. Общая характеристика структуры и содержание работы.
5. В выступлении обязательно должен быть дан анализ использованной литературы. Целесообразно подробно охарактеризовать 1-2 источника, которые Вы в работе проанализировали наиболее подробно.
6. Желательно охарактеризовать полезность работы, кому она может быть интересна, планируется ли Вами ее продолжить в будущем.
7. В завершение выступления необходимо сделать выводы и поблагодарить членов комиссии за внимание.
Текст выступления может быть написан заранее, но желательно не зачитывать его, а выучить, лишь изредка обращаясь к тексту (цитаты, статистические данные и т.д.).
· Во время ответа на вопросы старайтесь думать не о «правильности» ответа, а об аргументированности, доказательности Ваших размышлений.
· Подумайте, может быть, целесообразно заранее заготовить отдельные цитаты, формулы, которые могут пригодиться при ответе.
· Постарайтесь говорить громко и спокойно.
Желаем успехов!