Т.В. Шадрина,
доцент кафедры
педагогики СПбУТДиД, к.п.н.
Рекомендации
по осмыслению учебного (научного) текста
Ориентировочная схема
Прочитав текст статьи, постарайтесь затем изложить свой взгляд на ее смысл. Изложение своей позиции должно включать следующие параметры:
- суть поднятой проблемы (вопроса);
- позицию автора, т.е. наиболее важные, по Вашему мнению, его мысли;
- то, что вызвало у Вас наибольший интерес;
- вопросы, на которые, на Ваш взгляд, еще не найдены ответы (т.е. возможное углубление проблемы, направление ее дальнейшего изучения).
Для облегчения выполнения задания можно начать каждый абзац с определенных слов, которые направят Вашу мысль в конкретное русло. В скобках - возможные варианты начальных фраз. Попробуйте продолжить, опираясь на свое понимание текста, те из них, которые в большей степени соответствуют Вашему слогу.
1. Статья .... посвящена (проблеме, вопросу, идее и т.п.)_____________ _
2. Автор рассматривает (раскрывает)...________________. либо
Основной замысел автора связан....._________________ либо
Автор характеризует....._______________________________
3. Наибольший интерес вызвала мысль о (идея, позиция, взгляд...)________________________________________
4. Представляется, что при дальнейшей разработке проблемы...
(при рассмотрении вопроса... актуально... имеет смысл.... важно раскрыть... и др.)