Памятка
по обучению школьников умению выделять главное
в учебной информации
I. С у щ н о с т ь п о н я т и я
Главное – это предмет мысли, сущность данной информации. Закономерностью запоминания и сохранения информации является ее «уплотнение», «концентрация», а это естественно происходит при выделении главного в учебном материале, объяснении учителя, рассказе учащихся, кинофильме или другом наглядном пособии. Выделенное и специально зафиксированное главное прочно и надолго сберегается в памяти школьников и может быть при необходимости вновь «развернуто» - с деталями, аргументами, всем «фоном». Выделение главного способствует не только прочному и долговременному запоминанию, но и развитию логического мышления учащихся, так включает в себя многие мыслительные операции: анализ и синтез, абстрагирование и обобщение, сравнение и конкретизацию. Значит, обучая умению выделять главное, мы обучаем и другим логическим приемам. Ученикам следует показать, что нужно запомнить надолго, что – передать своими словами, а что – только просмотреть. Таким образом, обучение школьников умению выделять главное позволяет достигать образовательных и развивающих целей обучения наиболее естественным и экономным путем при изучении программного материала.
П о с л е д о в а т е л ь н о с т ь д е й с т в и й п р и
в ы д е л е н и и г л а в н о г о
1. Определить предмет мысли (о чем идет речь).
2. Найти ключевые слова и понятия.
3. Отделить главное от второстепенного (произвести сортировку материала).
4. Обозначить в тексте (или зафиксировать в процессе слушания) смысловые опорные пункты для краткого пересказа.
5. По этим пунктам кратко пересказать (или записать) главное.
При осмыслении нового материала необходимо сформулировать вопросы типа:
· «О чем идет речь в этом параграфе (статье)?»;
· «Какова главная мысль?»; «Выделите (подчеркните) ключевые слова»;
· «Какие положения являются производными, второстепенными?»;
· «Обозначьте в тетрадях смысловые опорные пункты для пересказа – кому как удобнее: в виде пунктов плана, тезисов, рисунков, схем, формул и т.д.»;
· «Кратко перескажите статью по опорным вехам».