Выпускникам о ГИА (ЕГЭ, ОГЭ) – 2023

Государственная итоговая аттестация в 11 классе (ЕГЭ/ГВЭ) Перейти в раздел >>>

Русский язык ЕГЭ-2022 - как писать сочинение >>> Общие рекомендации актуальны в 2023 году

Математика ЕГЭ-2023 - Задания: Введение >   1 >   9 >   12 >   14 >   15 > 

Математика ЕГЭ-2022 - Задания: 8 >   2 и 10 >   12 >   14 >   15 > Разборы актуальны в 2023 году

Государственная итоговая аттестация в 9 классе (ОГЭ/ГВЭ) Перейти в раздел >>> 

Горячие линии по вопросам ГИА (ОГЭ, ЕГЭ, ГВЭ) в Санкт-Петербурге Перейти на страницу >>>

Продолжим разговор о методологии дом. обучения

Продолжим разговор о методологии систематического домашнего обучения.

 

В прошлом тексте я рассмотрела первый, грамматический этап обучения, на котором мы преследовали несколько задач:

- привить ребенку основы физической и умственной дисциплины: развить усидчивость, терпение, волю, прилежание, произвольное внимание (основанное не на интересе, а на необходимости);

- развить один из основных инструментов обучения – память;

- развить интерес к чтению, любознательность, разбудить исследовательский интерес (основу научной мысли);

- заложить основы логического мышления.

 

Такими должны быть истинные итоги начального периода обучения, тогда как требования и нормы школьной программы по отношению к ним должны носить не более чем сопутствующий, прикладной характер. По большому счету, истинная цель грамматического периода – собирание максимально возможного объема фактического материала во всех областях знания, до которого ребенок с вашей помощью сможет дотянуться. «Что? Кто? Где? Когда? Сколько?» - вот основные вопросы, на которые должен научиться находить ответы ваш ребенок за первые 4 года обучения.

 

Второй период систематического обучения имеет смысл начинать не ранее 11 лет.

Это никак не связано со скоростью прохождения школьной программы – как я уже говорила, ее, как таковую, ни на что более не отвлекаясь, вполне реально пройти за 2-2,5 года (в прошлый раз я написала – 1,5 – но это я погорячилась, конечно).

ОДНАКО ЭТО СОВЕРШЕННО БЕССМЫСЛЕННО. Форсированное «прохождение» школьной программы связано с непониманием этапов развития мышления ребенка: дело в том, что начальный курс обучения соответствует стадии конкретных интеллектуальных операций. Конечно, при желании начальный курс можно пройти раньше – только интеллект вашего ребенка от этого не разовьется быстрее. Куда осмысленнее все 4 года, отведенного природой на овладение азами абстрактного мышления, на это и потратить – на овладение азами, но в максимальном объеме.

 

По словам Дороти Сейерс из ее эссе «Потерянные инструменты обучения», переходить к диалектическому этапу обучения следует тогда, когда у ребенка появляется желание и способность спорить со взрослыми. Тут нужно уловить тонкость: не капризничать, не пререкаться, не устраивать истерики и не противоречить из вредности или невоспитанности – а именно спорить (в интеллектуальном смысле). Как правило, это желание возникает у ребенка между 10 и 11 годами – и это значит, что настало время научить его использовать следующий важнейший инструмент обучения – последовательное логическое рассуждение. Для этого нам нужно научить ребенка находить ответы на следующую группу вопросов: «Почему? Отчего? По какой причине? Зачем? Что из этого следует?» а также «Истинно это или ложно?»

 

В рамках школьной программы ребенок ищет ответы на эти вопросы скорее интуитивно, нежели осмысленно, и, если не находит у родителей и учителей поддержки свой жажды познания, теряет ее навсегда. Наша задача – помочь ребенку утолить эту жажду, научив добывать воду познания максимально быстрым и достоверным образом. Главную роль в этом процессе играет курс логики, начала которого должны преподаваться уже на грамматическом этапе. Начиная с 5 класса следует заниматься последовательным освоением курса логики в объеме, сравнимом с курсом математики и, несколько позднее, геометрии (которые в современной школе и заменили собой логику).

Другое дело, что в настоящее время никакого приемлемого курса логики, адаптированного для детей этого возраста на русском языке попросту нет. Для дошколь- ников, младших школьников, старшеклассников – пожалуйста. А конкретно для этого возраста, ключевого в процессе становления логического мышления – нет. Разумеется, он будет создан, поскольку потребность в нем колоссальна. Однако сейчас у родителей нет иного выхода, как самим садиться за учебники логики и в первую очередь самим овладевать искусством последовательного рассуждения (если даже до того никакой необходимости разбираться в силлогизмах, тезисах и гипотезах у них не было). Для самостоятельного изучения рекомендую следующие книги:

 

Ивин А. А. Искусство правильно мыслить (можно скачать тут: http://www.koob.ru/ivin_a_a/iskusstvo_pravilno_mislit)

Ивин А. А. Логика и теория аргументации (элементарный курс)

А. Д. Гетманова. Логика (учебник для студентов ВУЗов), любое из последних изданий.

 

У Гетмановой есть школьный учебник логики для 10-11 класса, который очень сложно найти - А.Д. Гетманова, Панов М. И., Уемов А.И., Никифоров А.Л., Яшин Б.Л. Логика: Учебное пособие для учащихся 10-11 класса. Учебник был выпущен в 1995 году, опробован в нескольких экспериментальных классах и более не переиздавался. Такая судьба необходимого курса совершенно типична и симптоматична для нашей страны, где отсутствие у граждан навыков правильного мышления является целью образовательной политики и залогом государственной безопасности.

 

Однако отвлечемся сейчас от конкретики курса логики. Предположим, что он уже имеется, и дети им успешно овладевают. Что еще, помимо курса логики, должно появиться в их учебном процессе?

 

1. Навык нахождения ответов на проблемные вопросы

В чем суть данного навыка?

В том, что теперь для ребенка главное – не механическое, некритическое поглощение больших объемов информации, а всестороннее осмысление факта, с проведением, при необходимости, его детального анализа. Поэтому для ребенка на этом этапе информация перестает иметь ценность сама по себе – теперь она ценна опосредованно, как материал для нахождения ответов на важные для него вопросы, и, далее, для постановки новых проблем. Соответственно, на этом этапе простые чтение, пересказ и заучивание наизусть перестают быть ведущими методами усвоения материала. Теперь эстафету перехватывает проблемный вопрос, а материал для отработки этого навыка может быть любым – например, те же школьные учебники по предметам курса 5-8 классов.

 

На начальном этапе обучения, конечно, следует научить ребенка отвечать на простые вопросы:

- определенные (уточняющие): Верно ли, что Пхеньян – столица Кореи? Бывают ли подводные землетрясения? Действительно ли Александр Македонский завоевал Индию?

- неопределенные (восполняющие): «Какие простые числа лежат между 10 и 20?» , «Какой город является столицей Португалии?», «Что значит слово «спонсор?»

 

Также нужно научить отличать правильно поставленные (логически корректные) вопросы от логически некорректных, основой которых может быть неверная формулировка, ложь или провокация.

 

Пример 1: «В каком году Р. Амундсен первым достиг Северного полюса?» - вопрос некорректен, т.к. Р. Амундсен первым достиг не Северного, а Южного полюса, что ребенок может не заметить, вспоминая дату.

Пример2: «Как построить «вечный двигатель?» - сама предпосылка ложна, поэтому отвечать на этот вопрос бессмысленно.

Пример 3: «Давно ли ты перестал бить своего отца?» - сама предпосылка провокационна, т.к. вынуждает ребенка отвечать на вопрос, не имеющий к нему никакого отношения

 

На втором этапе обучения ребенок должен овладеть навыком ответа на сложный, или проблемный, вопрос.

 

Почему такое-то историческое событие произошло именно тогда-то? Насколько правильным было решение того или иного исторического деятеля? Какие последствия оно вызвало?

Кто прав, кто виноват в том или ином литературном произведении? Почему у этого рассказа именно такой конец? Правильно ли поступил в том или ином эпизоде тот или иной персонаж?

Существует ли окружность, проходящая через три точки? Какими свойствами обладает трапеция? Какими свойствами не обладают кубы?

 

Для того, чтобы получить ответ на такие вопросы, ребенку будет уже недостаточно просто знать те или иные факты. Он должен научиться их группировать, сортировать, избирательно объединять, сопоставлять и сравнивать между собой, и делать окончательный вывод на основании проделанной работы.

 

2. Навык самостоятельной работы с источниками информации

Для нахождения ответов на проблемные вопросы ребенок должен овладеть ключевым навыком – навыком самостоятельной работы с информацией.

На предыдущем этапе, который можно условно назвать этапом сложных познавательных задач, сопровождение процесса со стороны взрослого было еще в большинстве случаев обязательным.

На этапе проблемных вопросов расстановка сил кардинальным образом меняется: ребенок должен оторваться от руки взрослого и сделать первые самостоятельные шаги в мире знаний. Если родители будут грубо вмешиваться в процесс поиска ответа на проблемный вопрос, ребенок рискует никогда не научиться решать проблемы самостоятельно. Хотя, безусловно, алгоритм поиска должен быть как следует объяснен и его усвоение – должным проконтролировано.

1. На диалектическом этапе ребенок должен осознать роль гипотезы и версии в научном познании и научиться привлекать для ответа на интересующий его вопрос материалы, содержащие в себе разные гипотезы или разные версии одной и той же гипотезы. Так, ребенок должен с помощью родителей осознать небезусловный характер содержащейся в учебниках информации и научиться использовать широкий спектр справочной и научно-популярной литературы. Для учащихся этого возраста базовым изданием в области в области гуманитарных наук, следует признать серию энциклопедий издательства Аванта+, в области точных – советская серия библиотеки «Квант».

Кроме того, полезно научить ребенка пользоваться поисковыми машинами в Интернете для поиска дополнительной информации по интересующим его вопросам – и сразу же отучить его использовать готовые рефераты.

2. На диалектическом этапе ребенок должен научиться составлять опорные конспекты по прочитанной литературе (простые планы-конспекты прочитанного он должен научиться делать еще на грамматическом этапе), уметь составлять развернутые конспекты сразу по нескольким источникам, уметь делать связный рассказ по материалам из нескольких источников, сопоставлять версии (« в этой книге представлена такая-то точка зрения на такой-то факт, а в этой – такая то»), делать их критический разбор («такая-то версия представляется мне более обоснованной, потому что (в силу таких причин, как…»)).

3. Навык формулировки собственных мыслей

 

На диалектическом этапе ребенок должен научиться формулировать свою мысль (тезис) по тому или иному поводу и защищать его посредством корректно подобранных аргументов. Он должен научиться это делать устно и письменно (в первую очередь устно), и развивать этот навык необходимо на самом жизненном материале – в процессе повседневных споров ребенка с родителями. На этом этапе развития ума и воли ребенка безумно важно не подавлять его потребность критиковать и анализировать все вокруг, а направлять ее в нужное русло. Например, если ребенок высказывает по какому-то поводу мнение, противоречащее или противоположное мнению родителей, тем следует не обрывать его, не выслушав, а просто потребовать объяснить свою позицию и доказать ее обоснованность. В случае, если ребенку удается корректно и вежливо отстоять свое мнение, родителям следует признать его правоту и скорректировать свою позицию в соответствии с ним. В обратном случае изменить свою позицию должен ребенок. Такой подход к вопросу самостоятельности в мнениях и поступках на данном этапе должен лишь стимулировать ребенка на более глубокое овладение навыками логического мышления и аргументации, ибо именно эти знания, как никакие другие, приближают время его заветной самостоятельности.

Что касается письменной формулировки своих мыслей, то для этой цели должны служить сочинения на заданную или вольную тему. Ребенок должен научиться не только сформулировать и записать свою мысль, но и подвергнуть собственное сочинение критическому анализу, найти в нем слабые места и исправить их. По заданию он должен уметь также изменить объем сочинения в ту или другую сторону – увеличить его или уменьшить.

 

4. Навык осознания собственного мышления

 

Главным итогом курса диалектики должен быть сформированный навык осознания ребенком таинственного явления под названием «мышление». Именно в этом возрасте ребенок впервые понимает по-настоящему, что это такое – быть человеком разумным. В развитии этого навыка главенствующую роль играет систематический курс логики, в процессе которого ребенок осознает, что мельчайшей единицей мыслительной деятельности является понятие; учится формировать суждения о предметах, с учетом логических законов (тождества, непротиворечия, исключения третьего, достаточного основания); после чего, наконец, оказывается готовым к самостоятельному получению новых знаний посредством умозаключений. Далее он узнает, что суждения и умозаключения нуждаются в доказательстве и аргументации, начинает отличать корректные аргументы от некорректных, прямое доказательство – от косвенного.

Некоторым родителям может показаться сомнительной необходимость систематического изучения логики в этом возрасте. В конце концов, не курс логики сам по себе формирует мыслительную деятельность ребенка – этот процесс развивается естественным образом, и, в процессе знакомства с курсом геометрии с его непременными доказательствами теорем, обязательно приводит к появлению у ребенка навыков логического мышления в большем или меньшем объеме – только он не будет знать, что мыслит логически (как мольеровский Журден не знал, что он говорит прозой).

Да, это безусловно так – но систематическое изучение курса формальной логики в этом возрасте дает ребенку такое важное преимущество, как осознание собственного мышления и формирование навыка критического анализа своих и чужих мыслей. Вооруженный знанием логических законов, он сможет строить свои утверждения на достаточном основании и находить несообразности и «дыры» в рассуждениях окружающих. И его не так-то просто будет заставить поверить в чужие слова, если они не будут убедительно аргументированы.

Этот навык является ключем для трех предыдущих. Понятия, суждения и умозаключения должны систематически использоваться для овладения всеми предметами курса средней школы, а вовсе не одной только геометрией, в противном случае мы самым прискорбным образом сужаем и обкрадываем мышление ребенка, лишаем его систематичности и универсальности. Так и возникают типичные для современного мира, в том числе для научного мира, «узкие специалисты», не способные высунуть нос за пределы известной им предметной области.

 

5. Навык интеллектуального и физического единоборства

 

Изучение логики в интеллектуальной области соответствует изучению единоборств в физической сфере.

Восточные единоборства (дзю-до, каратэ, ушу) на этом этапе так же важны для правильного физического развития ребенка, как силовые физические упражнения – на предыдущем. Для девочек могут быть предпочтительнее бальные танцы – хотя не для всех. Есть большая категория девочек, которая будет изучать единоборства не с меньшим рвением, чем мальчики, тогда как танцы ничуть не будут их привлекать. Однако об этом позже.

Важно понимать, что как логика, так и боевое искусство на этом этапе учит ребенка одному и тому же: бороться – что умом, что кулаками – нужно по правилам. Грубая физическая сила или грубый эмоциональный напор побеждают только слабого и неопытного противника. Чтобы победить хитрого и изощренного врага, нужно быть не просто сильным или храбрым, нужно владеть искусством единоборства – равно интеллектуального или физического. Аналогия между спаррингом и дискуссией поможет ребенку осознать подобие физических и духовных явлений и сделать вывод о ложности выражения «Сила есть – ума не надо». Наоборот. Параллельное изучение логики и боевых искусств должно приучать ребенка к тому, что большинство разногласий должны решаться между людьми на уровне дискуссии, а не боя, который остается для исключительных случаев – для защиты и самозащиты.

Идеальным было бы, если бы тренировками ребенка в области боевых искусств руководил отец. Если это невозможно – необходимо внимательно и вдумчиво подобрать спортивный клуб и добросовестного тренера.

 

Таковы, в общих чертах, задачи второго этапа обучения – диалектического. Если родителям удастся сформировать все перечисленные выше навыки – проблем с прохождением пресловутого курса средней школы 5-8 классов у их детей не будет.

Конечно, в этот момент мои читатели наверняка зададут мне резонный вопрос – а как формировать у детей эти самые навыки? Где брать учебники, книги, методики? Отгадка в данном случае оказывается еще мудренее, чем загадка.

 

На этот вопрос у меня есть только два ответа:

- во-первых, заняться самообразованием. Справиться с ребенком «дерзкого» возраста смогут только родители, имеющие хотя бы тот же уровень знаний, что и дети. Поэтому. безусловно, без овладения курсом логики самими родителями дело никак не пойдет. Здесь невозможно даже нанять репетитора – специалистов по преподаванию логики детям этого возраста в России попросту не существует;

- во-вторых, подождать некоторое время – как я уже писала выше, курс логики для

учащихся 5-8 классов и сопутствующие методические материалы будут разработаны в будущем (насколько близком - пока сказать не могу). О любых подвижках в этом направлении, равно как о появлении новых интересных книг и учебников, я буду незамедлительно сообщать.

 

Что касается более краткосрочной перспективы, то в следующем посте я приведу ориентировочный список литературы для изучения на диалектическом этапе.

 


Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте

Подписаться на новости школы

Авторизация

Добро пожаловать в авторизованный раздел сайта Школы Экстернат

Кто на сайте

Сейчас на сайте 220 гостей и нет пользователей