Титульный лист содержит заглавие и оглавление портфолио:
ПОРТФОЛИО
Ученика ____ класса _____ школы
_____________________________
«Я и мои профессиональные планы»
Цель данного портфолио – создание и корректировка первичного профессионального плана.
СОДЕРЖАНИЕ
- «Автопортрет»
- «Самодиагностика готовности к выбору профессии»
- Алгоритм построения профессионального плана «хочу» - «могу» - «надо»
- «Углубим знание и понимание своего «хочу»»
- «Углубим знание и понимание своего «могу»»
- «Углубим знание и понимание «надо»»
- Построение профессиограммы
- Мой первичный профессиональный план и возможности его корректировки
Лист № 1 «Автопортрет» предполагает описание учеником самого себя в свободной форме. При этом предлагается обратить внимание на такие параметры автопортрета, как:
- внешность
- здоровье
- способности
- черты характера
- желания
- достижения
Лист № 2 «Каким я хотел бы видеть себя взрослым? О чем я мечтаю?» предназначен для написания учеником короткого эссе (на 1 страницу) о своих мечтах, представлениях о будущем.
В конце данного листа выделяется специальный раздел рефлексии. Такой раздел будет часто присутствовать и на последующих листах. Раздел выделяется чертой и фигурой человечка, рядом с которым написан вопрос. Для данного листа рефлексивный раздел выглядит следующим образом
:__________________________________________________________________________________________________________________
Какие выводы я сделал, сопоставив свой портрет и свои мечты?
Что в сегодняшнем «Я» позволяет мне надеяться на то, что мои мечты осуществятся?
Лист № 3 «Самодиагностика готовности к выбору профессии» начинается списком вопросов, при ответе на которые у ученика может получиться несколько рабочих листов, состоящих из собственных ответов или найденных материалов.
Предлагается ответить на следующие вопросы:
- Какие профессии тебя привлекают? (назвать несколько). Почему?
- Что в них общего?
- В каких учебных заведениях готовят к этим профессиям?
- Какие требования предъявляют эти профессия к человеку?
- Как ты думаешь, что означает схема выбора профессии «хочу» - «могу» - «надо»?
- Есть ли у тебя одна предпочитаемая профессия?
- Понадобится ли тебе в жизни иметь несколько профессий, менять профессии?
- Какие твои ошибки могут повлиять на правильный выбор профессии?
- Что такое профессиональный план?
В конце листа предлагается рефлексивный раздел с вопросом общего характера:
__________________________________________________________________________________________________________________
Насколько я готов к выбору профессии?
Лист № 4 «Углубим знание и понимание своего «хочу»» предлагает учащемуся вариант «свободной» самодиагностики своих предпочтений в деятельности и учебе путем ответов на следующие вопросы:
- Что мне нравится делать?
- Что мне нравится в учебном процессе?
- Какие школьные предметы мне нравятся?
Кроме того ученика просят ответить на следующие вопросы о профессиональном выборе и о характере возможной будущей работы:
- В какой мере я учитываю при выборе будущей профессии:
- Советы родителей
- Советы друзей
- Сегодняшний престиж профессии
- Высокую оплату
- Привлекательность для меня вида труда
- Полезность результатов труда
- Соответствие своим способностям
- Возможность выразить себя через профессию
- Другое (что именно_________________________)
Против каждой буквы оценки поставь так:
5 – в очень высокой степени
4 – в достаточно значительной степени
3 – учитываю в средней степени
2 – учитываю в малой степени
1 – практически не учитываю
Как мне больше нравится работать:
а) индивидуально, б) во взаимодействии с другими,
Какую роль мне больше хочется играть, выполняя то или иное задание:
а) исполнителя, б) организатора.
Лист № 5 продолжает тему, заявленную в Листе №4.
Ученику предлагается найти в справочной литературе (на диске в разделе «Материалы ученику») опросник-тест «Ориентация», оценивающий профессиональные склонности по 5 направлениям:
- «человек – знаковая система»,
- «человек – техника»,
- «человек - природа»,
- «человек - художественный образ»,
- «человек – человек».
заполнить опросник, обработать и записать полученные результаты.
Затем учащегося просят привести по 3 примера профессий каждого из данных типов:
Тип |
Примеры профессий |
«человек – знаковая система» |
|
«человек – техника»
|
|
«человек - природа»
|
|
«человек - художественный образ» |
|
«человек – человек»
|
|
В конце листа предлагается рефлексивный раздел с вопросом о выводах, сделанных учеником на основании данного теста, и с предложением дополнительно пройти другие аналогичные тесты - «Карта интересов» и «Самооценка индивидуальных склонностей».
Лист № 6 «Углубим знание и понимание своего «могу»» ставит перед учащимся следующие вопросы:
Что такое «профессионально важные качества»? Назови профессионально важные качества для таких профессий, как:
- Бухгалтер
- Художник-модельер
- Врач
- Водитель такси и др.
Затем внимание учащегося обращается на требования различных профессий к интеллекту человека. Ученику предлагается оценить свои интеллектуальные способности по методике «Краткий отборочный тест» (КОТ), имеющейся в справочных материалах для ученика на CD-диске, и сопоставить результат со своей самооценкой.
Следующий вопрос, на котором заостряется внимание ученика:
Какие способности, кроме умственных, могут оказаться чрезвычайно важными при выборе профессии?
Ученику предлагается написать по крайней мере 3 наиболее важных с его точки зрения и оценить, насколько он обладает этими способностями:
5 – в очень высокой степени
4 – в достаточно значительной степени
3 – в средней степени
2 – в малой степени
1 – практически не обладаю
Необходимые мне способности |
Насколько я обладаю ими (баллы) |
1
|
|
2
|
|
3
|
|
Лист № 7 продолжает тему «Углубим знание и понимание своего «могу»».
Учащемуся предоставляется перечень способностей и качеств человека и делается предложение сопоставить его с теми тремя, что он написал сам в листе №6.
Предлагается поразмышлять на тему:
Какие из качеств важны для тех профессий, на которые ты сейчас ориентируешься? «Подчеркни наиболее важные с твоей точки зрения слова в приведенном списке
- Общие физические способности, здоровье, выносливость.
- Координация движений, скорость реакции, «твердость руки», навыки письма, рисования, «ловкость рук»
- Хорошее зрение, слух, музыкальный слух
- Способность концентрировать внимание, способность к переключению внимания; наблюдательность
- Память: краткосрочная, долговременная, зрительная (образная), вербальная (словесная)
- Мышление: логическое, образное, пространственное, способность к анализу; быстрота, находчивость
- Воображение, фантазия, интуиция
- Умение общаться, работать в команде, ответственность
- Лидерские и организаторские способности, инициативность
- Волевые качества личности, терпение, настойчивость, решительность, смелость
- Аккуратность, тщательность, дисциплинированность, усидчивость
Оцени на отдельном листе для подчеркнутых тобой качеств, в какой степени ты ими обладаешь. Можешь использовать самооценку по приведенной выше 5-балльной системе.
Советуем пройти тест «КОС» на коммуникативные и организаторские способности (найдешь его в материалах ученику на диске)».
Лист № 8 также продолжает тему «Углубим знание и понимание своего «могу»»
Здесь учащемуся предлагается оценить свой темперамент по методике, найденной в материалах для ученика, и подумать, насколько он может оказать влияние на успешность в тех профессиях, к которым он склоняется.
Затем внимание ученика обращают на такие современные требования, как:
- Знание иностранных языков
- Владение компьютерными технологиями
- Готовность учиться всю жизнь (не только в вузе, но и после)
В конце листа приводится рефлексивный раздел, подытоживающий всю тему «могу», где ученику предлагается сделать выводы:
«каковы профессионально важные качества для профессий, которые меня привлекают, и какие способности мне надо больше развивать, чтобы добиться успеха в данной профессии?»
Лист №9 «Углубим знание и понимание «надо»» начинается с предложения найти в интернете, в газетах информацию о том, какие профессии сегодня наиболее востребованы.
Также предлагается найти в приложениях (материалы ученику) информацию о новых профессиях, появившихся в последние годы. Они, как правило, имеют иностранные названия. Предлагается, работая в группах, попытаться «перевести» эти названия на русский язык, представить, чем реально занимается представитель той или иной новой профессии.
Затем поднимается вопрос о возможном выборе: работать на государственном предприятии или в «частной фирме».
Даются следующие задания ученику, при выполнении которых могут возникнуть отдельные рабочие листы портфолио:
«Если ты еще не сделал окончательный выбор профессии, найди в справочных материалах для ученика или в Интернете, какие есть в городе организации, центры и т.д., которые могут помочь в профессиональном выборе, обучении, трудоустройстве? Оформи их список с адресами и телефонами на отдельном листе.
Изучи материалы обо всех учебных заведениях Санкт-Петербурга. Выбери те, где обучают по интересующим тебя специальностям, подумай, в какое учебное заведение ты бы хотел поступить, и каковы твои шансы? Подумай заранее о «запасных», альтернативных вариантах. Оформи на отдельном листе список всех вариантов с адресами и телефонами, условиями приема и обучения».
В заключении листа – рефлексивный раздел по теме:
__________________________________________________________________________________________________________________
Какие внешние препятствия есть на пути к моей цели: мнение близких людей, материальные затруднения, удаленность вуза и др. Можно ли преодолеть эти препятствия и как?
Лист №10 «Построение профессиограммы»
Данный лист предназначен для оформления результата работы в группах над изучением выбранной группой профессии. Требуется построить ее профессиограмму по схеме:
- название профессии;
- значение профессии в жизни общества; перспективы ее дальнейшего развития;
- общая характеристика профессии: каков характер, содержание предмет и продукт труда (Что делает представитель профессии? Как? Чем? Однообразны или разнообразны функции? Работа индивидуальная или коллективная?)
- условия работы: где работает, режим труда, тяжесть, вредные факторы для здоровья, льготы, отпуска, способ оплаты;
- требования к индивидуальным особенностям специалиста (к состоянию здоровья и физическим качествам; к характеру, интересам, способностям, качествам личности);
- медицинские противопоказания;
- требования к профессиональной подготовке: знания, умения и навыки, необходимые для выполнения работы;
- возможности работы на предприятиях разных форм собственности;
- престиж и размер оплаты;
- где можно приобрести профессию, характеристика возможных учебных заведений;
- перспективы профессионального роста в данной профессии;
- родственные профессии.
Лист №11 «Мой первичный профессиональный план и возможности его корректировки» предлагает оценить сформированность первичного профессионального плана учащегося.
Первичный профессиональный план можно считать в целом сформированным, если выбраны:
- профессия
- учебное заведение
Для тех, кто считает, что его первичный план сформирован, чтобы утвердиться в своих целях и спланировать шаги для успешного достижения цели, предлагается еще раз подумать и дать утвердительные ответы по следующим пунктам:
- Я видел представителя этой профессии в «деле», на рабочем месте, я знаю эту профессию не только по словесному описанию.
- Я выбираю эту профессию в соответствии с собственными желаниями и склонностями.
- Я знаю, какие мои недостатки могут помешать мне получить данную профессию.
- Я знаю, что я могу преодолеть эти свои недостатки. Для этого мне нужно:
(посоветоваться с …, прочитать…, регулярно заниматься…, изучить более глубоко…и т.п.)
- Я знаю, какие могут быть внешние препятствия на пути к цели.
- Я знаю, как их можно преодолеть. Для этого мне нужно:
(убедить родителей в…, рассмотреть варианты… совмещения учебы с работой, поступления на вечернее отделение, поступления в лицей и т.п.)
- Я был в выбранном мной учебном заведении, знаю условия приема и обучения.
- Для достижения своей цели я планирую (указать конкретные действия со сроками)
Предлагается написать «защиту» своего профессионального плана примерно по такой схеме на отдельном листе.
Лист №12 предлагает проработку темы «Мой первичный профессиональный план и возможности его корректировки» для тех учащихся, у кого первичный профессиональный план еще не сформирован полностью.
Предлагается составить план действий, которые помогут учащемуся его сформировать, используя следующие «подсказки»:
- прочитать…
- больше узнать о …
- сходить на экскурсию в …
- встретиться с представителями профессии…
- протестировать более подробно свои способности к…
- посоветоваться с психологом
- сходить в профориентационный центр
- попробовать свои силы в…
- разобраться в своих желаниях с помощью…
- начать заниматься…
и т.п.
Ученика просят написать на отдельном листе степень сформированности своего профессионального плана (какой круг профессий рассматривается, какой круг учебных заведений рассматривается), и составить план-график тех мероприятий, которые помогут его сформировать.
В заключение предлагается итоговый рефлексивный раздел:
__________________________________________________________________________________________________________________
«Подумай, насколько это хорошо или плохо, что твой профессиональный план уже сформирован (или не сформирован)?
Советуем периодически возвращаться к материалам этого портфолио,
Возможно, жизнь внесет свои корректировки в твои сегодняшние представления и планы, ведь все в ней меняется так быстро. Старайся заранее не отбрасывать альтернативные варианты»