Выпускникам о ГИА (ЕГЭ, ОГЭ) – 2023

Государственная итоговая аттестация в 11 классе (ЕГЭ/ГВЭ) Перейти в раздел >>>

Русский язык ЕГЭ-2022 - как писать сочинение >>> Общие рекомендации актуальны в 2023 году

Математика ЕГЭ-2023 - Задания: Введение >   1 >   9 >   12 >   14 >   15 > 

Математика ЕГЭ-2022 - Задания: 8 >   2 и 10 >   12 >   14 >   15 > Разборы актуальны в 2023 году

Государственная итоговая аттестация в 9 классе (ОГЭ/ГВЭ) Перейти в раздел >>> 

Горячие линии по вопросам ГИА (ОГЭ, ЕГЭ, ГВЭ) в Санкт-Петербурге Перейти на страницу >>>

ПОРТФОЛИО "Я и мои профессиональные планы"

Титульный лист содержит заглавие и оглавление портфолио:

 

 

 

ПОРТФОЛИО

 

Ученика ____ класса _____ школы

 

_____________________________

 

«Я и мои профессиональные планы»

 

Цель данного портфолио – создание и корректировка первичного профессионального плана.

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. «Автопортрет»
  2. «Самодиагностика готовности к выбору профессии»
  3. Алгоритм построения профессионального плана «хочу» - «могу» - «надо»
    1. «Углубим знание  и понимание своего «хочу»»
    2. «Углубим знание  и понимание своего «могу»»
    3. «Углубим знание  и понимание  «надо»»
  4. Построение профессиограммы
  5. Мой первичный профессиональный  план и возможности его корректировки

 

Лист № 1 «Автопортрет» предполагает описание учеником самого себя в свободной форме. При этом предлагается обратить внимание на такие параметры автопортрета, как:

- внешность

- здоровье

- способности

- черты характера

- желания

- достижения

 

Лист № 2  «Каким я хотел бы видеть себя взрослым? О чем я мечтаю?»  предназначен для написания учеником короткого  эссе (на 1 страницу) о своих мечтах, представлениях о будущем.

В конце данного листа выделяется специальный раздел рефлексии. Такой раздел будет часто присутствовать и на последующих листах. Раздел выделяется чертой и фигурой человечка, рядом с которым написан вопрос. Для данного листа рефлексивный раздел выглядит следующим образом

 

:__________________________________________________________________________________________________________________

Какие выводы я сделал, сопоставив свой портрет и свои мечты?

Что в сегодняшнем «Я» позволяет мне надеяться на то, что мои мечты осуществятся?

 

 

 

Лист № 3 «Самодиагностика готовности к выбору профессии» начинается списком вопросов, при ответе на которые у ученика может получиться несколько рабочих листов, состоящих из собственных ответов или найденных материалов. 

Предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Какие профессии тебя привлекают? (назвать несколько). Почему?
  2. Что в них общего?
  3. В каких учебных заведениях готовят к этим профессиям?
  4. Какие требования предъявляют эти профессия к человеку?
  5. Как ты думаешь, что означает схема выбора  профессии «хочу» - «могу» - «надо»?
  6. Есть ли у тебя одна предпочитаемая профессия?
  7. Понадобится ли тебе в жизни иметь несколько профессий, менять профессии?
  8. Какие твои ошибки могут повлиять на правильный выбор профессии?
  9. Что такое профессиональный план?

 

В конце листа предлагается рефлексивный раздел с вопросом общего характера:

 

 

__________________________________________________________________________________________________________________

Насколько я готов к выбору профессии?

 

 

 

 

Лист № 4 «Углубим знание  и понимание своего «хочу»» предлагает учащемуся вариант  «свободной» самодиагностики своих предпочтений в деятельности и учебе путем ответов на  следующие вопросы:

  1. Что мне нравится делать?
  2. Что мне нравится в учебном процессе?
  3. Какие школьные предметы мне нравятся?

Кроме того ученика просят ответить на следующие вопросы о профессиональном выборе и о характере возможной будущей работы:

  1. В какой мере я учитываю при выборе будущей профессии:
    1. Советы родителей
    2. Советы друзей
    3. Сегодняшний престиж профессии
    4. Высокую оплату
    5. Привлекательность для меня вида труда
    6. Полезность результатов труда
    7. Соответствие своим способностям
    8. Возможность выразить себя через профессию
    9. Другое (что именно_________________________)

 

Против каждой буквы оценки поставь так:       

5 – в очень высокой степени

4 – в достаточно значительной степени

3 – учитываю в средней степени

2 – учитываю в малой степени

1 – практически не учитываю

 

Как мне больше нравится работать:

а) индивидуально,   б) во взаимодействии с другими,

 

Какую роль  мне больше хочется играть, выполняя то или иное задание:

а) исполнителя,    б) организатора.

 

Лист № 5 продолжает тему, заявленную в Листе №4.

Ученику предлагается найти в справочной литературе (на диске в разделе «Материалы ученику») опросник-тест «Ориентация», оценивающий профессиональные склонности по 5 направлениям:

  • «человек – знаковая система»,
  • «человек – техника»,
  • «человек -  природа»,
  • «человек -  художественный образ»,
  • «человек – человек».

заполнить опросник, обработать и записать полученные результаты.

Затем учащегося просят привести по 3 примера профессий каждого из данных типов:

Тип

Примеры профессий

«человек – знаковая система»

 

«человек – техника»

 

 

«человек -  природа»

 

 

«человек -  художественный образ»

 

«человек – человек»

 

 

 

В конце листа предлагается рефлексивный раздел с вопросом о  выводах,  сделанных учеником  на основании данного теста, и с предложением дополнительно пройти другие аналогичные тесты -  «Карта интересов» и «Самооценка индивидуальных склонностей».

 

Лист № 6 «Углубим знание  и понимание своего «могу»» ставит перед учащимся следующие вопросы:

Что такое «профессионально важные качества»? Назови профессионально важные качества для таких профессий, как:

  • Бухгалтер
  • Художник-модельер
  • Врач
  • Водитель такси и др.

Затем внимание учащегося обращается на требования различных профессий к интеллекту человека. Ученику предлагается оценить свои интеллектуальные способности по методике    «Краткий  отборочный  тест» (КОТ), имеющейся  в справочных материалах для ученика на CD-диске,  и сопоставить результат со своей самооценкой.

Следующий вопрос, на котором заостряется внимание ученика:

Какие способности, кроме умственных, могут оказаться чрезвычайно важными при выборе профессии?

Ученику предлагается написать по крайней мере 3 наиболее важных с его точки зрения и оценить, насколько он обладает этими способностями:

5 – в очень высокой степени

4 – в достаточно значительной степени

3 – в средней степени

2 – в малой степени

1 – практически не обладаю

 

Необходимые мне способности

Насколько я обладаю ими (баллы)

1

 

 

2

 

 

3

 

 

 

 

Лист № 7  продолжает тему «Углубим знание  и понимание своего «могу»».

Учащемуся предоставляется  перечень способностей и качеств человека и делается предложение сопоставить его  с теми тремя, что он написал сам в листе №6.

Предлагается поразмышлять на тему:

Какие из  качеств важны для тех профессий, на которые ты сейчас ориентируешься? «Подчеркни наиболее важные с твоей точки зрения слова в приведенном списке

  • Общие физические способности, здоровье, выносливость.
  • Координация движений, скорость реакции, «твердость руки», навыки письма, рисования, «ловкость рук»
  • Хорошее зрение, слух, музыкальный слух
  • Способность концентрировать внимание,  способность к переключению внимания; наблюдательность
  • Память: краткосрочная, долговременная, зрительная (образная), вербальная (словесная)
  • Мышление: логическое, образное, пространственное, способность к анализу; быстрота, находчивость
  • Воображение, фантазия, интуиция
  • Умение общаться, работать в команде, ответственность
  • Лидерские и организаторские способности,  инициативность
  • Волевые качества личности, терпение, настойчивость, решительность, смелость
  • Аккуратность, тщательность, дисциплинированность, усидчивость

Оцени на отдельном листе для подчеркнутых тобой качеств, в какой степени ты ими обладаешь. Можешь использовать самооценку по приведенной выше 5-балльной системе.

Советуем пройти тест «КОС» на коммуникативные и организаторские способности (найдешь его в материалах ученику на диске)».

 

Лист № 8 также  продолжает тему «Углубим знание  и понимание своего «могу»»

Здесь учащемуся предлагается оценить свой темперамент по методике, найденной в материалах для ученика, и подумать, насколько он может оказать влияние на успешность в тех профессиях, к которым он склоняется.

Затем внимание ученика обращают на такие современные требования, как:

  • Знание иностранных языков
  • Владение компьютерными технологиями
  • Готовность учиться всю жизнь (не только в вузе, но и после)

В конце листа приводится рефлексивный раздел, подытоживающий всю тему «могу», где ученику предлагается сделать выводы:

«каковы профессионально важные качества для профессий, которые меня привлекают, и какие способности мне надо больше развивать, чтобы добиться успеха в данной профессии?»

 

Лист №9 «Углубим знание  и понимание  «надо»» начинается с предложения найти  в интернете, в газетах  информацию о том, какие профессии сегодня наиболее востребованы.

Также предлагается найти  в приложениях (материалы ученику) информацию о новых профессиях, появившихся в последние годы. Они, как правило, имеют иностранные названия. Предлагается, работая в группах, попытаться «перевести» эти названия на русский язык, представить, чем реально занимается представитель той или иной новой профессии.

Затем поднимается вопрос о возможном  выборе: работать на государственном предприятии или в «частной фирме».

Даются следующие задания ученику, при выполнении которых могут возникнуть отдельные рабочие листы портфолио:

«Если ты еще не сделал окончательный выбор профессии, найди в справочных материалах для ученика или в Интернете, какие есть в городе организации, центры и т.д., которые могут помочь  в профессиональном выборе, обучении, трудоустройстве? Оформи их список с адресами и телефонами на отдельном листе.

Изучи материалы обо всех учебных заведениях Санкт-Петербурга. Выбери те, где обучают по интересующим тебя специальностям, подумай, в какое учебное заведение ты бы хотел поступить, и каковы твои шансы? Подумай заранее о «запасных», альтернативных вариантах. Оформи на отдельном листе список всех вариантов с адресами и телефонами, условиями приема и обучения».

В заключении листа – рефлексивный раздел по теме:

 

 

__________________________________________________________________________________________________________________

Какие  внешние препятствия есть  на пути к моей цели: мнение близких людей, материальные затруднения, удаленность вуза и др.  Можно ли преодолеть эти препятствия и как?

 

 

Лист №10 «Построение профессиограммы»

Данный лист предназначен для оформления результата работы в группах над изучением выбранной группой профессии. Требуется  построить ее профессиограмму по схеме:

  •  название профессии;
  •  значение профессии в жизни общества; перспективы ее дальнейшего развития;
  •  общая характеристика профессии: каков характер, содержание предмет и продукт труда  (Что делает представитель профессии? Как? Чем? Однообразны или разнообразны функции? Работа индивидуальная или коллективная?)
  •  условия работы: где работает, режим труда, тяжесть, вредные факторы для здоровья,  льготы, отпуска, способ оплаты;
  •  требования к индивидуальным особенностям специалиста (к состоянию здоровья и физическим качествам; к характеру, интересам,  способностям, качествам личности);
  •  медицинские противопоказания;
  •  требования к профессиональной подготовке: знания, умения и навыки, необходимые для выполнения работы;
  •  возможности работы на предприятиях разных форм собственности;
  •  престиж и размер оплаты;
  •  где можно приобрести профессию, характеристика возможных учебных заведений;
  •  перспективы профессионального роста в данной профессии;
  •  родственные профессии.

 

Лист №11 «Мой первичный профессиональный  план и возможности его корректировки» предлагает оценить сформированность первичного профессионального плана учащегося.

Первичный профессиональный план можно считать в целом сформированным, если выбраны:

  1. профессия
  2. учебное заведение

Для тех, кто считает, что его первичный план сформирован, чтобы утвердиться в своих целях и спланировать шаги для успешного достижения цели, предлагается еще раз подумать и дать утвердительные ответы по следующим пунктам:

  • Я видел представителя этой профессии в «деле», на рабочем месте, я знаю эту профессию не только по словесному описанию.
  • Я выбираю эту профессию в соответствии с собственными желаниями и склонностями.
  • Я знаю, какие мои недостатки могут помешать мне получить данную профессию.
  • Я знаю, что я могу преодолеть эти свои недостатки. Для этого мне нужно:

(посоветоваться с …, прочитать…, регулярно заниматься…, изучить более глубоко…и т.п.)

  • Я знаю, какие могут быть внешние препятствия на пути к цели.
  • Я знаю, как их можно преодолеть. Для этого мне нужно:

(убедить родителей в…, рассмотреть варианты… совмещения учебы с работой, поступления на вечернее отделение, поступления  в лицей и т.п.)

  •            Я был в выбранном мной учебном заведении, знаю условия приема и обучения.
  • Для достижения своей цели я планирую (указать конкретные действия со сроками)

Предлагается написать «защиту» своего профессионального плана примерно по такой схеме на отдельном листе.

 

Лист №12 предлагает проработку темы  «Мой первичный профессиональный  план и возможности его корректировки»  для тех учащихся, у кого первичный профессиональный план еще не сформирован полностью.

Предлагается составить план действий, которые помогут учащемуся его сформировать, используя следующие «подсказки»:

  • прочитать…
  • больше узнать о …
  • сходить на экскурсию в …
  • встретиться с представителями профессии…
  • протестировать более подробно свои способности к…
  • посоветоваться с психологом
  • сходить в профориентационный центр
  • попробовать свои силы в…
  • разобраться в своих желаниях с помощью…
  • начать заниматься…

и т.п.

Ученика просят написать на отдельном листе степень сформированности своего профессионального плана (какой круг профессий рассматривается, какой круг учебных заведений рассматривается), и составить план-график тех мероприятий, которые помогут  его сформировать.

В заключение предлагается итоговый рефлексивный раздел:

 

__________________________________________________________________________________________________________________

«Подумай, насколько это хорошо или плохо, что твой профессиональный план уже сформирован (или не сформирован)?

Советуем периодически возвращаться к материалам этого портфолио,

Возможно, жизнь внесет свои корректировки в твои сегодняшние представления и планы, ведь все в ней меняется так быстро. Старайся заранее не отбрасывать альтернативные варианты»


Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте

Подписаться на новости школы

Авторизация

Добро пожаловать в авторизованный раздел сайта Школы Экстернат

Кто на сайте

Сейчас на сайте 138 гостей и нет пользователей