Индивидуализация ребенка в образовании
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА В ОБРАЗОВАНИИ:
ПРЕОДОЛЕННЫЕ И НЕ ПРЕОДОЛЕННЫЕ БАРЬЕРЫ
Н. Б. Крылова
Преамбула. Прошло более десяти лет с тех пор, как появилась статья О. С. Газмана «Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема» (1). В ней была обоснована потребность в особой педагогической деятельности в целях саморазвития каждого ребенка и обозначено пространство индивидуализации. Именно в нем отчасти наравне с традиционным пространством социализации, а отчасти автономно происходило это «саморазвитие» в различных ипостасях – самоопределения, самоорганизации, самовыражения и др.
Как тогда всё казалось простым и ясным: стоит провозгласить идеалы гуманизма, как авторитарность обучения и воспитания прежней школы, в которой доминировали отношения «руководства-воздействия», уйдет, уступив место новому типу отношений ребенка и взрослого, основанному на равноправии, доверии, открытости, добровольности, взаимном принятии. Такой тип отношений в пространстве обучения и воспитания стремилась обеспечить педагогика сотрудничества. Ее принципы, благодаря деятельности известных педагогов-новаторов 80-90-х, были приняты многими учителями. По мнению Газмана, наравне с педагогикой сотрудничества рождалось и осознание особого образовательного пространства саморазвития ребенка, в котором могли действовать только нормы педагогической поддержки.
С тех пор педагогика сотрудничества почти стала реальностью, по крайней мере, многие учителя пытаются реализовать ее в совместной деятельности с детьми, а педагогическая поддержка как углубленное общение с ребенком по поводу его жизненных трудностей еще остается «инновационной проблемой» образования, не став массовой практикой.