Т.Г. Браже
Карта анализа педагогического опыта и направлений педагогического поиска.
Анализ собственной педагогической деятельности помогает учителю осмыслить и обобщить педагогический опыт; является одним из условий оптимального выбора (принятия) решения, способов обучения и воспитания; позволяет осуществлять коррекцию путей достижения педагогических целей, выступает как условие самообразования.
Представляется важным предложить каждому учителю практикум, цель которого -научить описывать конкретный педагогический опыт. Кроме того, составление таких описаний может стать основанием к созданию банка педагогического опыта и направлениях педагогического поиска отдельных учителей и педагогического коллектива.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПОИСКЕ
Направление поиска _______________________________________________
______________________________________________________________________
Предмет__________________________________________________________
______________________________________________________________________
Автор____________________________________________________________
Условия формирования опыта:______________________________________
______________________________________________________________________
Достигнутые (или предполагаемые) педагогические результаты:______
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Содержание опыта:________________________________________________
______________________________________________________________________
Публикации и рукописные материалы:_______________________________
______________________________________________________________________
Распространение опыта:___________________________________________
______________________________________________________________________
Рекомендации к заполнению информационной карты:
Раздел "Направление поиска". При описании конкретного опыта необходимо вычленить направление работы, отражающее сущность данного опыта, если автор опыта затрудняется в определении этих направлений, то этот раздел можно начать создавать просто с описания той части работы, которая автору видится наиболее успешной и где достигаются лучшие результаты.
Ниже приводится примерный перечень основных направлений педагогических поисков (данные направления должны определяться, исходя из направлений опытно-экспериментальной работы школы и соответствующих целей (формирование гуманитарной культуры; социально-значимого самоопределения; формирование жизненных планов и профессиональных намерений и др.).
o педагогические принципы;
o формирование мотивов учебной деятельности;
o изменение содержания образования (экспериментальные учебные планы, программы по нормативным учебным предметам, спецкурсам; углубленное изучение предметов и др.);
o совершенствование организации педагогического процесса (диагностика, прогнозирование, конструирование педагогического процесса и др.);
o развитие педагогической технологии (совершенствование отдельных элементов урока, отдельных способов и средств обучения; дидактические игры; групповые формы учебной деятельности; бинарные и интегрированные уроки);
o создание новых педагогических систем (гимназии, лицеи, авторские школы, социально-педагогические комплексы и др.);
o разработка модели управления опытно-экспериментальной работой школы;
o работа с родителями;
o совершенствование с внеучебной деятельности.
Раздел "Автор". Указывается фамилия, имя, отчество учителя-автора опыта.
Раздел "Достигнутые (или предполагаемые) педагогические результаты". В качестве достигнутых педагогических результатов могут рассматриваться:
o усвоение учащимися системы знаний или отдельных компонентов этой системы (усвоение фактов, понятий, закономерностей, теорий, правил, выводов);
o овладение учащимися общеучебными и специальными умениями и навыками;
o повышение уровня познавательной самостоятельности учащихся (переход к решению более сложных познавательных задач);
o развитие мотивов учебной деятельности учащихся, их познавательных потребностей;
o развитие способности анализировать и оценивать явления социальной жизни;
o формирование жизненной позиции учащихся, их профессиональных планов;
o изменение в системе ценностей учащихся;
o развитие у учащихся способностей к самопознанию, самооценке;
o другие изменения в личностных структурах.
Кроме того, в качестве педагогических результатов можно рассматривать выявление педагогических возможностей применяемых приемов, форм, методов, средств - более рациональное использование учебного времени, повышение уровня познавательной активности учащихся, изменение трудности изучаемого материала и т.д.
Раздел "Содержание опыта". Могут быть предложены:
o описания отдельных приемов деятельности, средств обучения, форм учебной и внеклассной работы, учебного плана и т.д.;
o принципы отбора учебного материала, организации учебной деятельности, выбора педагогических средств, решения других педагогических и управленческих задач;
o характеристики педагогической системы (методической, дидактической, воспитательной, организационно-педагогической, социально-педагогической);
o педагогические идеи, положенные в основу инноваций.
Уровень изложения содержания опыта определяется новизной его отдельных элементов и их значимостью для достижения результатов, указанных в предыдущем разделе информационной карты. Если наиболее значимыми элементами опыта являются новые приемы, разработанные учителем, то описываются эти приемы. Если наиболее важное значение для достижения указанного в карте результата имеет система приемов, а сами приемы при этом достаточно известны, то в информационной карте дается общая характеристика разработанной педагогической системы и т.д.