ЧОУ «Школа Экспресс» Санкт-Петербурга
ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД
2018 год
Уважаемые коллеги, родители, представители общественности!
Окончился двадцать первый учебный год деятельности нашего образовательного учреждения – «Школы Экспресс» Санкт-Петербурга. Летний период – время для подведения итогов.
Жизнь негосударственной школы – сложный процесс, зависящий от множества объективных и субъективных факторов. В последние годы сугубо объективного влияния на жизнедеятельность школы становится все больше и больше. Мы реалисты и принимаем сложившееся положение вещей, стараясь в нашей небольшой школе на должном уровне обеспечивать комфортный образовательный процесс.
В «Школу Экспресс» приходят дети, которые по каким-то причинам не смогли учиться в традиционной массовой школе. Приходят дети, к которым не всегда можно применить общепринятые методы организационного, педагогического, социального, психологического воздействия. Каждый ребенок требует особого понимания его проблем и поиска путей успешного разрешения возникших затруднений. Это многогранная сфера совместной деятельности учителей, учащихся и родителей – влияние на учебно-воспитательный процесс с целью обеспечения максимального результата в обучении и воспитании.
Все начинается с взаимопонимания между директором школы и учителями, учащимися, родителями, с доверия, уважения, готовности к выполнению заданий с учетом понимания последствий принятых решений. Такое управление означает диалог, сотрудничество, партнерство, осознание того, что руководитель зависит от деятельности своих коллег куда в большей степени, чем они от него: ведь именно сотрудники обеспечивают возможность успешного существования разработанной системы.
Поэтому наличие реальной поддержки между всеми участниками образовательной системы: педагогами, учащимися, родителями – стимулирует развитие творческого потенциала не только ученика, но и учителя, каждого сотрудника школы, дает родителям уверенность в том, что проблемы (если они есть) будут успешно разрешены.
Понимая стремительность обновления всех сфер нашей жизни, наблюдая, как год от года меняются наши ученики, мы четко осознаем, что школа должна работать в режиме постоянного развития, не только наблюдать за успехами детей, но и постоянно меняться самим.
Все годы своего существования школа работает над проблемой индивидуализации обучения. Некоторые аспекты видоизменялись, но суть их оставалась прежней – мы учились выстраивать образовательный процесс так, чтобы каждый ученик с особыми запросами смог освоить образовательный стандарт. Педагогический коллектив школы в обязательном порядке выполняет условия, при которых эта основная цель нашего образовательного учреждения становится достижимой. Прежде всего мы обращаем внимание на следующие аспекты: здоровье учеников, их успешность в выбранном направлении дополнительного образования, освоение обучающимися новых социальных технологий (Soft Skills). И все это, разумеется, на фоне освоения федерального образовательного стандарта. Педагогический коллектив школы создает условия для расширения мировоззренческих позиций учащихся, развития внутренней свободы, гражданской ответственности, патриотизма, милосердия.
Мы считаем, что качество образования, которое получают наши школьники, складывается из таких компонентов, как:
- комфортность образовательного процесса;
- высокий уровень учебных достижений;
- высокий уровень развития личности учащихся.
Сегодня в школе работает коллектив, состоящий из:
- 22 учителей (все имеют высшее образование, 16 - высшую педагогическую категорию, 5 человек удостоены звания «Заслуженный работник среднего общего образования»,
- 9 сотрудников управленческого аппарата (1 магистр, 1 бакалавр, 7 - специалисты),
В 2018 «Школу Экспресс» окончили:
- среднюю школу 37 обучающихся,
- основную школу 31 обучающихся,
- начальную школу 12 обучающихся.
1. Комфортность образовательного процесса – это прежде всего современная образовательной среды с развивающимся педагогическим коллективом, мобильным и успешным. Забота администрации школы направлена на то, чтобы развитие коллектива происходило непрерывно. В этом плане нашу жизнь можно сравнить с велосипедом: пока педали крутят – он едет. Постоянное совершенствование своих навыков в общении с компьютером, внедрение в учебно-воспитательный процесс платформы MOODLE, создание на ее базе уникальной Школы дистанционного обучения (за «Школой Экспресс» закреплено право интеллектуальной собственности на этот продукт) – всё это позволило конструировать разнообразные корпоративно-групповые и индивидуальные формы методического взаимодействия в работе обучающихся и учителей, создало ту самую уникальную образовательную среду, которую необходимо постоянно поддерживать и развивать. «Важнейшее условие успешной работы школы - это богатая интеллектуальная жизнь педагогического коллектива», - заметил В.А. Сухомлинский. Понимание необходимости получения современных знаний, интерес к новому в науке и практике, постоянное приобретение новых технологических знаний – вот наше педагогическое кредо. Постоянная поддержка тонуса заинтересованности в работе – главная характеристика работы школы сегодня. Для того чтобы поддерживать это состояние педагогического коллектива, важно «вживую» следить за тем, что происходит в других странах, понимать, как за рубежом решаются проблемы, возникающие в современном образовании. Наши учителя не только принимают участие в районных и городских семинарах, мы активно участвуем в общероссийских и международных конференциях. В прошлом учебном году мы были участниками встреч в Москве, Томске, Иматре, Стамбуле, Нарве.
Серьезным стимулом к развитию является научно методическая работа, которая ведется в школе. В этом году мы выиграли конкурс на государственную субсидию от Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям на создание и публикацию пособия по самообразованию. Предыдущая наша книга «Самообразование: 5 шагов» вышла в 2007 году. Новое пособие увидит свет до конца 2018 года.
Основой педагогической поддержки в школе является разработка и постоянное совершенствование «Школы дистанционного обучения» (ШДО). Это главный инструмент, который помогает учащимся осваивать стандарт образования в собственном режиме и ритме. В настоящее время ШДО является уникальным методическим сопровождением учебного процесса. ШДО имеет современное наполнение и отвечает требованиям ФГОС не только с точки зрения подбора тестовых заданий, но и с точки зрения современного подхода к решению метапредметных задач образования. Педагоги школы занимаются самообразованием, работают по индивидуальным планам. Успешную школу могут создать только небезразличные, неравнодушные учителя, готовые поддержать и понять любого ученика. Только при таком отношении к делу можно быть уверенными в том, что ученики услышат и поймут своего наставника.
Создание, развитие, поддержание работы этого сложного образовательного объекта целиком лежит на сотрудниках школы - системных администраторах О. И. Лазо и И. И. Миличенко. Методическую составляющую обеспечивает М. Я. Фоченкова. Постоянно следит за изменениями учебников и методической литературы И. А. Крылова. Для того чтобы обеспечивать работу обучающихся в ШДО, все учителя постоянно поддерживают уровень своей компьютерной грамотности, стараются быстро вносить в содержание своих курсов все нововведения, предлагаемые Министерством просвещения РФ.
Весь педагогический коллектив школы прошел обучение и владеет информационными технологиями на базовом уровне. Все классные помещения школы оснащены компьютерной техникой в полном объеме. Замена и приобретение нового оборудования происходит ежегодно. Сейчас в школе – 38 ноутбуков, 9 стационарных компьютеров, три интерактивных доски и телевизор с сенсорной панелью в аудитории начальной школы.
В течение трех последних лет ведется мониторинг достижений обучающихся на уровне школы, района. Учащиеся школы пишут все ВПР (Всероссийские проверочные работы) и ДКР (Диагностические контрольные работы). Анализ рейтинга учебных достижений дает возможность дальнейшего совершенствования учебного процесса. Особенностью анализа учебных достижений в нашей школе является тот факт, что у нас учатся очень разные дети: по уровню подготовки, по уровню притязаний, по уровню своих возможностей. И наша задача состоит в том, чтобы создать условия успешности для каждого ребенка. Поэтому этот анализ диагностических работ носит чаще всего индивидуальный характер и направлен на поддержку персонально каждого ученика. Арсенал проверки знаний пополнился экзаменационным испытанием по устному русскому языку в 9 классе. Со следующего года эти испытания уже будут проходить в штатном режиме.
Школа работает над темой «Технологическое обеспечение образовательного процесса в основной школе при внедрении ФГОС ООО». Именно этот вопрос является одним из основных для участников многих общероссийских и международных конференций.
2. Образовательные достижения учащихся школы
В 2017-2018 учебном году школу окончили все 137 учеников, из них было 11 отличников, 42% учащихся учились на «4» и «5».
100% выпускников 11-го класса сдали успешно ЕГЭ по русскому языку и математике. 26% учеников выпускных классов получили баллы выше 80.
71% выпускников 2018 года продолжат обучение в разных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга и за рубежом.
83% выпускников основной школы получили хорошие и отличные оценки за основной государственный экзамен по математике и 92% учеников 9-х классов – по русскому языку.
Приведенные результаты показывают, что выпускники 2018 года получили баллы выше аналогичных среднегородских.
Сравнительная таблица результатов среднего балла ГИА (район и город)
ЕГЭ
Предмет |
Школа Экспрэсс |
/России 2018 |
Минимальный порог |
|
Средний балл 2018г. |
сдавало экзамен |
|||
Русский язык |
79,28 |
36 |
70,93 |
24 |
Математика(профиль) |
47,23 |
13 |
49,8 |
27 |
Математика (база) |
БП:12/Оц:3,8 |
26 |
4,29 |
3 |
Английский язык |
63,67 |
12 |
Данных нет |
22 |
География |
56 |
37 |
||
Информатика |
65,75 |
4 |
58,5 |
40 |
История |
52 |
7 |
56,9 |
32 |
Литература |
58,6 |
5 |
Данных нет |
32 |
Обществознание |
50,13 |
16 |
Данных нет |
42 |
Физика |
45,25 |
4 |
Данных нет |
36 |
Биология |
53,5 |
4 |
Данных нет |
36 |
Химия |
51 |
4 |
60 |
36 |
ОГЭ
Предмет |
Школа Экспрэсс |
/России 2018 |
Минимальный порог |
|
Средний балл/оценка 2018г. |
сдавало экзамен |
|||
Русский язык |
30,42/3,94 |
36 |
Данных нет |
15 |
Математика |
15,39/3,64 |
36 |
Данных нет |
8 |
Английский язык |
50,36/3,9 |
11 |
Данных нет |
29 |
География |
24/4,14 |
7 |
Данных нет |
12 |
Информатика |
13,5/4 |
4 |
Данных нет |
5 |
История |
27,67/4 |
3 |
Данных нет |
13 |
Литература |
14,75/3,5 |
4 |
Данных нет |
12 |
Обществознание |
23,47/3,47 |
19 |
Данных нет |
15 |
Физика |
19/3,43 |
7 |
Данных нет |
10 |
Биология |
32,62/4,13 |
8 |
Данных нет |
13 |
Химия |
20,44/3,67 |
9 |
Данных нет |
9 |
В 2017-2018 учебном году в школе обучалось 137 учеников. После выпуска 37 одиннадцатиклассников (список поступивших для продолжения учебы в образовательные учреждения можно посмотреть на сайте школы), успешно покинули ЧОУ «Школа Экспресс» Санкт-Петербурга.
Основную школу окончили 31 человек. Продолжат обучение в нашей школе – 12, поступили в колледжи – 14, уехали по месту жительства – 5.
В школе остался переводной контингент – 62 человека. Из них:
- окончили учебный год и перешли в следующий класс 56 учеников;
- не освоили курс очередного класса – 6 человек;
В начальной школе обучалось 12 учеников. Неуспевающих в начальной школе нет. Все учащиеся четвертого класса успешно написали ДКР и перешли в 5 класс.
Новый набор на 01.08 2018 составил 38 человек. Количественный контингент школы остается примерно одинаковым на протяжении последних лет. Правда, меняется его качественный состав.
В школе нет профильной составляющей образования, но индивидуальный подход к обучению в десятом и одиннадцатом классах подразумевает подготовку обучающихся по выбранному ими направлению на повышенном уровне. Для тех, кто совершает выбор предметов с ориентацией для сдачи профильного ЕГЭ, организована специальная подготовка.
- уровень качества обучения – 42 % (количество обучающихся, успевающих на «4» и «5»).
3. Создание условий для развития личности
Подчеркну: главное в нашей школе - поддержать тех детей, которые уже заняты каким-то видом деятельности, будь то спорт, искусство или собственный бизнес.
Перечислить все конкурсы и соревнования различных уровней, в которых принимали участие наши ученики, не представляется возможным. Их перечень можно посмотреть на сайте. Мы ведем постоянной мониторинг успешности наших учащихся в области дополнительного образования. Надо отметить, что дополнительное образование для многих наших учеников уже стало делом жизни, многие достигли достаточно высокого уровня профессионализма.
Мы считаем, что цель школьного образования – создать такие условия для его получения, при которых каждый ученик смог бы научиться развивать способности и таланты в соответствии со своими желаниями и возможностями. Для этого следует формировать черты характера, необходимые для преодоления возможных неудач, и прививать такие компетенции, которые являются общими для всех, вне зависимости от выбранной профессии.
В школе установлена электронная библиотека, имеющая выход в научный библиотечный ресурс – e.library.ru. Есть свой сервер, обеспечивающий подключение к сети Интернет. В связи с этим говорить о школьном фонде библиотеки в современных условиях нет смысла. Дети могут пользоваться всем возможным многообразием мировой научной, справочной, художественной литературы.
Индивидуализация учебного процесса, присущая нашей школе, становится основой для персонификации обучения. Этому в большой степени способствует широкое использование дистанционных технологий. Дистанционные технологии помогают нам не только продвигать ученика в рамках образовательного стандарта, но и создавать условия для удовлетворения его персональных познавательных потребностей и реализации поставленных целей. Примером тому служит возможность публикации проектных и исследовательских работ учащихся в электронном журнале «Экстернат.РФ», который имеет статус РИНЦ (Российский индекс научного цитирования), что дает право на размещение ученических работ в e.library.ru – международной электронной библиотеке.
В школе ежегодно издается сборник, в котором публикуются лучшие работы учащихся.
С 2012 года «Школа Экспресс» проводит конкурс «Санкт-Петербург в XXI веке», в котором принимают участие школьники и воспитанники детских садов из Санкт-Петербурга, других городов России и зарубежных стран. Конкурс проводится при поддержке Комитета по образованию Санкт-Петербурга. Свои проектные и творческие работы ежегодно представляют сотни коллективных и индивидуальные авторов под руководством педагогов и воспитателей. Экспертное жюри состоит из педагогов, представителей профессиональных сообществ и компаний-партнеров конкурса. Организуемые в рамках конкурса интерактивные проектные площадки позволяют выйти за рамки оценки качества представляемых работ и сделать конкурс ещё и образовательным мероприятием. Мы ежегодно проводим для конкурсантов и руководителей их работ серию мастер-классов и воркшопов по социальной рекламе, различным видам творчества, семинары по работе с детьми. В декабре 2017 года состоялся интеллектуальный турнир «Что? Где? Когда?», где все вопросы были посвящены событиям и фактам о современном Санкт-Петербурге.
Говоря о создании условий для получения надлежащего образования, следует обратить внимание на то, что школа постоянно улучшает свою материально-техническую базу. Два года, прошедшие с момента переезда на Звенигородскую улицу, сильно изменили не только внешний облик нашей школы, но наполнили ее жизнь новым содержанием. Постоянно меняются технологические подходы к работе в школе дистанционного обучения (ШДО). Сегодня мы имеем современный учебно-методический комплекс, помогающий обучающимся в любой точке земного шара не только осваивать школьные курсы, но получать персонифицированную педагогическую поддержку. Опыт прошлых лет показывает, что учащиеся, проходящие обучение вдали от Санкт-Петербурга, в состоянии успешно справиться с учебной работой.
«Школа Экспресс» выражает благодарность тем родителям, которые поддерживают нас. Мы благодарны им за помощь и содействие в ремонте, озеленении школы, проведении мастер-классов, за поддержку наших начинаний во всех сферах. Особо хочется отметить семьи Новиковых, Кравченко, Чернышовых.
Помогают нашей школе и депутаты муниципального совета А. Ф. Медзиховская и Е. Л. Сегаль.
Сегодня можно с полной уверенностью утверждать, что в школе созданы все условия для работы и учебы на современном уровне. Все предписания СЭС, пожарной охраны, по охране труда выполнены. В 2017-2018 учебном году в «Школе Экспресс» не было зарегистрировано ни одного случая детского травматизма во время учебно-воспитательного процесса.
О. Д. Владимирская,
директор ЧОУ «Школа Экспресс» Санкт-Петербурга,
кандидат педагогических наук