УЧИСЬ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ

 

Общие рекомендации:

  • Объем сочинения 4-5 страниц
  • Суммарный объем введения и заключения не должен превышать 1/3 всего сочинения;
  • Почерк должен быть разборчивым;
  • Соблюдать поля;
  • Выбрав тему, надо конспективно записать все, что приходит в голову: биография автора, эпоха, герои, события, эпизоды, аналогии, высказывания критиков;
  • На черновике составить план (переносить в чистовик не надо);
  • Строго придерживаться выбранной темы;
  • Содержание должно быть логичным и представлять собой развернутый ответ на основной вопрос – тезис;
  • Не сбиваться на пересказ текста;
  • Не увлекаться длинными цитатами;
  • Если не находится нужный эпиграф, можно обойтись без него;
  • Удобно пользоваться приемами риторики: ставить вопросы, приводить разные варианты ответов;
  • Привлекать материал из других произведений, из историй, из жизни, таким образом обнаруживая свою эрудицию и умение сопоставлять;
  • Не забывать о членении текста – разделить сочинение на абзацы.

 

 

Композиция сочинения

Композиция сочинения должна быть подчинена содержанию.

Последовательность изложения, логическая связь между частями сочинения определяется продуманностью плана, который необходимо составить себе в черновике.

Следует помнить, что части сочинения должны быть соразмерны по объему: текст вступления и заключения (суммарно) должен занимать не более одной трети всей работы.

Обычно во вводной части дается историко-литературный комментарий: общие сведения о времени создания произведения или общая оценка творчества писателя, а в основной части должно быть приведено достаточное количество фактов, служащих подтверждением выводов и рассуждений.

Заключительная часть сочинения несет большую смысловую нагрузку и является логическим завершением всей работы. Здесь важно показать свое отношение к произведению и выразить свою позицию по рассматриваемой проблеме.

Сочинению может быть предпослан эпиграф. Удачно выбранный эпиграф обогащает и украшает сочинение.

 

Содержание сочинения

Сочинение должно быть написано строго на заданную тему, необходимо как можно полнее раскрывать ее.

Подмена темы другой, близкой по смыслу, недопустима.

Анализ литературного произведения предполагает знание исторической обстановки, умение раскрыть характер и оценить поступки героев через призму особенностей того времени, которое отображено в произведении. При разборе художественного произведения доказательством выдвинутого положения является ссылка на ту или иную сцену из произведения, эпизод из жизни героя. Без таких ссылок сочинение будет содержать лишь общие фразы и публицистические штампы.

Отсутствие конкретного литературного материала является значительным недостатком сочинения.

Хорошо, если в сочинении приводятся цитаты из произведений. Однако не стоит ими злоупотреблять или приводить слишком длинные.

Важно также показать свое отношение к изложенным фактам, уметь делать выводы и обобщения.

В выводах следует раскрыть идейный смысл образов героев и произведения в целом, его художественную ценность, причины их воздействия на современников и последующие поколения.

 

Этапы работы над сочинением

1. Обдумывание темы сочинения.

2. Определение основной идеи сочинения.

3. Определение жанра сочинения.

4. Подбор материала (цитаты, высказывания).

5. Составление плана сочинения.

6. Обдумывание вступления к основной части.

7. Составление подробного плана основной части.

8. Анализ заключения.

 

 

Варианты введения

1. Историческое – краткая характеристика эпохи, анализ ее политических, социальных, экономических условий.

2. Аналитическое – анализ центрального понятия темы.

3. Биографическое – факты жизни писателя, истории создания произведения, эволюция взглядов писателя.

4. Сравнительное – вспомнить предшествующие литературные традиции, выявить, что нового внес писатель в развитие литературы.

5. Лирическое – связывающее тему с вашим личным опытом, чувствами, переживаниями по поводу прочитанного.

 

Заключение

В заключении должны быть сформулированы выводы сочинения. Здесь можно сказать об актуальности произведения, о вечности поставленных в нем тем, проблем, вопросов, о развитии литературных традиций, о связи с современной литературой, о месте произведения или героя в жизни общества.

 

Основная часть

В основной части сочинения хорошо сравнивать героя с героем, эпоху с эпохой, автора с автором, произведение с произведением, с другими видами искусства (театральными постановками, фильмами, музыкой, живописью); пользоваться доказательством «от противного», споря с воображаемым оппонентом.

Не забудьте, что стихотворение цитируется как в строчку (в кавычках), так и в столбик.

Не перегружайте сочинение стихотворными цитатами, даже если анализируете стихотворение.

 

 

 

 


Комментарии  

-2 #8 rreo 02.12.2014 16:05
у меня завтра экзамен по литературе,даже не знаю как отвлечься :sad:
Цитировать
-3 #7 *$ЭмОчКа$* 01.02.2012 22:33
Чего-Чего :o !либо я дура либо тут тока для умников понятно!не чё не понимаю :cry:
Цитировать
+1 #6 ...AнЮтКa... 19.01.2012 15:21
Обожаю русский язык... Перед тем как писать сочинения стараюсь поднять себе настроение, иначе ничего не получится... Изложенная на этом сайте информация очень помогла мне, за сочинение я получила 5/5!!! Спасибо вам огромное!!! :-)
Цитировать
-8 #5 Данил 17.11.2011 17:53
блин по соченению всего четыре 5 а остольные 4 :cry:
Цитировать
+9 #4 ученица 7 класса 25.09.2011 13:45
Спасибо большое.
Помогли! 8) :D
Цитировать
+9 #3 даня 13.09.2011 15:39
капец трудно 5класс сочинение !!!!!!!!! :sad: :cry:
Цитировать
-1 #2 cdtnf 07.06.2011 15:59
ОН СЛОЖНЫЙ ХОТЬ МЫ ЕГО И ЗНАЕМ(((
Цитировать
+5 #1 Владислав 16.05.2011 04:46
Капец как все это сложно :sad: , да еще так страшно писать, русский язык самый сложный предмет, почему он такой :-? .
Цитировать

Добавить комментарий


Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте

Подписаться на новости школы