Сегодня мой рассказ про варны (сословия) и касты (джати) Индии.

Индийское общество разделяется на касты. Такое разделение произошло много тысяч лет тому назад и сохранилось до сих пор. Индийцы считают, что следуя правилам, установленным в своей касте, в следующей жизни можно родиться представителем уже чуть более высокой и почитаемой касты, занять гораздо лучшее положение в обществе.

Многие ошибочно полагают, что варны и касты в Индии – это синонимы, что в корне не верно. Касты появились позже, они вместе с подкастами (джати) образуют систему расслоения четырех варн (сословий). В современной конституции Индии существует приложение «Таблица каст», в которой переписаны все официально признанные государством касты – джати.

Индийцы рассказывают легенду, которая объясняет появление четырех варн:

разделил людей на классы бог Брахма, расчленив Первочеловека Пурушу (немного кровожадно, не так ли?). Рот Пуруши превратился в брахмана, его руки - в кшатрии, бедра – вайшья, а ноги – шудра. С тех пор индийцы упорно подразделяют людей на касты, которые во многом определяют судьбу каждого жителя этой страны.

Каста в Индии - обособленная общественная группа, связанная происхождением и правовым положением своих членов.

Касты в Индии строятся по принципам:

1) общей религии (это правило соблюдается всегда);

2) одной профессии, как правило, наследственной;

3) члены каст вступают в брак, как правило, только между собой;

4) члены касты, как правило, не едят с посторонними, за исключением других индуистских каст значительно более высокой социальной позиции, чем их собственные; 

5) члены каст могут определяться по тому, от кого они могут принимать воду и пищу, обработанную и сырую.

Подведу небольшой итог:

существует 4 сословия – варны, это:

Касты появились позднее и на сегодняшний день они имеют множество подкаст, которые называются джати.

Отнесение человека к одному из сословий изначально происходило в соответствие с его личными склонностями и способностями.

То есть человек, который любил учиться, умел думать и излагать мысли - работать головой - становился брамином. Человек с воинственной натурой, который привык пускать в дело кулаки - становился кшатрием.

Со временем концепция учета личных качеств трансформировалась и принадлежность к варне стали наследоваться: отнесение человека к варне стало определяться по праву рождения и именно по этому принципу ему стал фактически навязываться род занятий и профессия.

Сначала ужесточились правила перехода между варнами, появились ограничения на браки между разными сословиями, дети от браков между варнами стали выделяться в отдельные группы, и в конце концов процесс трансформации варн в Индии завершился появлением новой системы - системы джати, то есть того, что и называется касты.

Сегодня мой рассказ про варны (сословия) и касты (джати) Индии.

Индийское общество разделяется на касты. Такое разделение произошло много тысяч лет тому назад и сохранилось до сих пор. Индийцы считают, что следуя правилам, установленным в своей касте, в следующей жизни можно родиться представителем уже чуть более высокой и почитаемой касты, занять гораздо лучшее положение в обществе.

Многие ошибочно полагают, что варны и касты в Индии – это синонимы, что в корне не верно. Касты появились позже, они вместе с подкастами (джати) образуют систему расслоения четырех варн (сословий). В современной конституции Индии существует приложение «Таблица каст», в которой переписаны все официально признанные государством касты – джати.

Индийцы рассказывают легенду, которая объясняет появление четырех варн:

разделил людей на классы бог Брахма, расчленив Первочеловека Пурушу (немного кровожадно, не так ли?). Рот Пуруши превратился в брахмана, его руки - в кшатрии, бедра – вайшья, а ноги – шудра. С тех пор индийцы упорно подразделяют людей на касты, которые во многом определяют судьбу каждого жителя этой страны.

Каста в Индии - обособленная общественная группа, связанная происхождением и правовым положением своих членов.

Касты в Индии строятся по принципам:

1) общей религии (это правило соблюдается всегда);

2) одной профессии, как правило, наследственной;

3) члены каст вступают в брак, как правило, только между собой;

4) члены касты, как правило, не едят с посторонними, за исключением других индуистских каст значительно более высокой социальной позиции, чем их собственные; 

5) члены каст могут определяться по тому, от кого они могут принимать воду и пищу, обработанную и сырую.

Подведу небольшой итог:

существует 4 сословия – варны, это:

Касты появились позднее и на сегодняшний день они имеют множество подкаст, которые называются джати.

Отнесение человека к одному из сословий изначально происходило в соответствие с его личными склонностями и способностями.

То есть человек, который любил учиться, умел думать и излагать мысли - работать головой - становился брамином. Человек с воинственной натурой, который привык пускать в дело кулаки - становился кшатрием.

Со временем концепция учета личных качеств трансформировалась и принадлежность к варне стали наследоваться: отнесение человека к варне стало определяться по праву рождения и именно по этому принципу ему стал фактически навязываться род занятий и профессия.

Сначала ужесточились правила перехода между варнами, появились ограничения на браки между разными сословиями, дети от браков между варнами стали выделяться в отдельные группы, и в конце концов процесс трансформации варн в Индии завершился появлением новой системы - системы джати, то есть того, что и называется касты.

В Индии есть общества людей, не входящих ни в одну касту, так как считается, что они способны осквернять членов каст, особенно брахманов. Это — изгнанные люди или «неприкасаемые» - далиты. К этой группе относится около 20% индийского населения.

Далиты разделяются по видам деятельности, а также по местности проживания. Наиболее распространёнными категориями неприкасаемых являются кожевники, прачки, дорожные рабочие, забойщики скота, могильщики, работники общественных туалетов, рыбаки, уличные артисты.

Неприкасаемые живут изолированно даже в небольших поселениях. Их удел – грязная тяжёлая и низкооплачиваемая работа. Все они исповедуют индуизм, но в храмы их не допускают, им запрещается посещать дома членов «чистых» каст, а также брать воду из их колодцев.

Отношение к кастовому делению со стороны государства осторожное и противоречивое. Существование каст закреплено индийской конституцией, список основных каст прилагается к ней в виде отдельной таблицы. В то же время любая дискриминация по кастовому признаку запрещена и признается преступной, т.к. в индийской философии нет места безликому презрению и все варны одинаково почётны.

В дальнейшем, если вам будет интересно, я могу рассказать о каждой варне из четырёх подробнее. Чтобы понять «что к чему» в кастовой системе Индии мне пришлось прочитать не одну статью. Расспрашивать напрямую у индийцев об этом вопросе не принято. По одежде, или только по профессии сейчас практически невозможно понять к какой касте принадлежит человек в Индии. Особенно сложно разобраться в этом приезжему.

А у нас в Индии наступил очередной праздник, после вчерашнего празднования дня рождения Махатмы Ганди – Наваратри, праздник девяти ночей, один из важнейших ведических праздников, который продлится со второго по десятое октября. Правда, я, находясь здесь третий месяц, не слышал ещё ни разу чтоб праздник, который наступает вслед за предыдущим через три или пять дней, считался не важным))))