03-04 марта 2021 года прошел ежегодный круглый стол «Российское образование сегодня», организованный Институтом социологии ФНИСЦ РАН, Российским обществом социологов и посвященный теме «Новые вызовы. Преодоление». В обсуждении затрагивались вопросы, вызванные огромными переменами в сфере образования из-за пандемии – это переход на дистанционное обучение, возросшая роль цифрового контента и т.д. В работе круглого стола приняли участие более 50 специалистов из разных регионов России. Было заявлено 35 докладов.
Среди разнообразных вопросов были проанализированы новые риски и новые возможности школьного экстерната в условиях пандемии (доклад Т. Ю. Шманкевич, к. соц. н., ассоциированный научный сотрудник СИ ФНИСЦ РАН). Особый акцент был сделан на накопленном экстернат-школами опыте дистанционного образования, оказавшимся чрезвычайно востребованным в ситуации пандемии, когда вынужденный переход образования в формат онлайн с особой остротой поставил вопрос о качестве дистанционного обучения.
Как известно, спрос диктует не только предложение, но и моду. В нашем случае грустную моду на онлайн-школы, растущие, как грибы, и завлекающие потребителей «приятными» ценами, такими же невысокими, что и качество предлагаемых услуг. В этой ситуации бывшие экстернат-школы, развивающие дистанционное обучение, проигрывают в ценовом диапазоне, рискуя затеряться в море растущих предложений. С другой стороны, они получают отличную возможность продемонстрировать преимущества собственного опыта диджитализации образования, накопленного в течение многих лет, и, что более существенно, оказываются перед необходимостью совершить новый качественный прорыв.
В качестве примера был рассмотрен случай петербургской частной «Школы Экспресс», в 2012 г. получившей лицензию общеобразовательной школы, убравшей экстернат из своей вывески, но не из поля своей деятельности. К началу пандемии «Школа Экспресс» уже обладала собственным информационно-образовательным ресурсом – организованной на платформе MOODLE «Школой дистанционного обучения». Электронно-коммуникативный комплекс прежде всего представлен предметными кабинетами в полном соответствии с Основной образовательной программой школы и ФГОС по всем ступеням обучения (средней, основной и начальной), а также включает кабинеты методической поддержки, адресованные педагогам и родителям, отвечающим за семейное обучение своих детей, поскольку обучение родителей – одно из важнейших направлений «Школы Экспресс». В этой же копилке ресурсов видео- и медиатеки, элективные курсы, электронная библиотека и многое другое.
Электронный ресурс недостаточно создать, им нужно научиться пользоваться, вернее, помочь научиться пользоваться. С этой целью еще в 2015-2016 учебном году был разработан курс «Учись учиться в Школе Дистанционного Образования». Здесь учащиеся последовательно изучают как саму платформу, так и основные виды учебных материалов, практикуются в работе с ними. Особой популярностью пользуются раздел видеосоветов от более опытных старших учеников и образовательный форум, где новички обсуждают проблемы нового для них формата обучения. Неожиданностью стало, что курс, созданный для учеников, пришедших в школу из других общеобразовательных учреждений, где подобные навыки были не востребованы, стал активно использоваться поступившими на работу в «Школу Экспресс» новыми учителями. Это открытие послужило стимулом для разработки специального электронного курса «Учись учить», работа над которым приближается к своей завершающей стадии.
Среди многообразных задач, стоящих перед школой в последнее десятилетие, самой сложной оказалась задача ломки психологических барьеров между учителями и новыми цифровыми технологиями, без чего невозможно было обучить работе на платформе весь педагогический коллектив, в большинстве состоящий из учителей с солидным педагогическим стажем. С решением этой задачи особенностью стиля «Школы Экспресс» стало сочетание онлайн-обучения с живым общением педагогов и учащихся.
Исследователи отмечают, что если до пандемии онлайн был преимущественно сферой досуга, то коронавирус заставил перенести в онлайн и профессию. «Школа Экспресс» продемонстрировала возможность другой последовательности: именно пандемия стимулировала вывести в онлайн-формат разнообразные формы внеурочного досугового общения.
Но главное, что было сделано, и здесь можно говорить о настоящем новом прорыве – на отдельной электронной платформе в кратчайший срок были созданы собственные комнаты для каждого учителя, где он может проводить индивидуальные и групповые занятия, приглашать учащихся и их родителей для общения, решать многие другие образовательные задачи. В результате учитель стал ближе и доступней, чем это было до пандемии.
Если вернуться к общей ситуации в российском образовании, пандемия обернулась неприятным испытанием для большинства школьных учителей и учащихся, которые в сжатые сроки должны были перестроиться на непривычный для них онлайн-формат обучения, плюс проблемы материальных ресурсов, плюс многочисленные психологические проблемы. В этом же море проблем оказались и бывшие экстернат-школы. К одним проблемам они оказались значительно лучше подготовлены. Другие, напротив, воспринимаются ими даже более сенситивно. Среди экстернов, как правило, много интровертов, трудных подростков, детей с психологическими травмами. Сложнейшей задачей педагогов экстернат-школ всегда было найти подход к такому ученику, разговорить его, мотивировать покинуть свою скорлупу. Полгода изоляции низводят такую работу к нулю, заставляя искать новые каналы налаживания контакта.
И все же вывод в докладе прозвучал оптимистично: для учебных учреждений, оставшихся верными бэкграунду экстернат-школ, ситуация пандемии послужила индикатором правильности выбранного направления диджитализации образования, а появление новых рисков служит стимулом для дальнейшего качественного роста.